Рейтинг@Mail.ru
КОММЕНТАРИИ - VIII
КОММЕНТАРИИ - VIII  

27

– ...потухшим вулканом... – эти слова И.Ильинского о последних днях Я.Протазанова взяты из моего разговора с женой артиста -Т.Еремеевой. Встречи и общение Протазанова с Игорем Ильинским продолжалось до последних лет Якова Александровича. В одном из писем к жене Протазанов писал в 1943 году, вернувшись в Москву из эвакуации, что встречался с Ильинским и его первой женой. До войны Протазанов приезжал к Ильинским на дачу во Внуково.

– Вилла Фрида - шутливое название коттеджа на Новой Башиловке.


28

– ...по фамилии Лебедев... - ЛЕБЕДЕВ Иван Григорьевич, дирижёр (хормейстер) лучшего в Москве цыганского Хора.

– ЯРЪ - знаменитый московский ресторан, находившийся на Петербургском (Петроградском, ныне Ленинградском) шоссе, неподалёку от Петровского парка.

– РОМ-ЛЕБЕДЕВ Иван Иванович (1903-1993), артист, музыкант, драматург единственного в мире Цыганского театра РОМЭН.

– ЧЕРТКОВ Владимир Григорьевич (1854-1936), русский издатель, публицист, друг Л.Толстого и его книгоиздатель. В советское время возглавил, как главный редактор, печатание полного 90-томного собрания сочинений писателя.

– То есть, рядом со знаменитой Булочной Филиппова, помещавшейся в партере гостиницы Люкс (позже Центральная) на Тверской улице.

–... у Корша... – Имеется в виду московский драматический театр (бывший Театр Ф.Корша), закрытый в середине 3-х гг., где позже разместился филиал МХАТа.

– БАУМАН Николай (убит в 1905 году), революционер-подпольщик. Похороны его превратились в шествие рабочих и студентов, гроб несли до самого Ваганьковского кладбища. Культовая фигура в советской мифологии. В Москве и поныне стоит памятник этому в общем-то неизвестному человеку.

– Мавритания - ресторан летнего типа, находился в центре Петровского парка, за Екатерининским замком.


29

– НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858-1943), основатель (вместе с К.Станиславским) и директор Художественного театра, заведующий литературной частью, режиссёр. Народный артист СССР.

– ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич (1867-1957), русский советский писатель, заслуженный деятель искусств РФ (1938). Основной жанр писателя – новелла, сугубо реалистический рассказ, либо сказка. В последние годы работал над мемуарами Записки писателя. С 1923г. – научный сотрудник архивно-музейной части, а с 1926г. – руководитель музея МХАТ.

– ЛУЖСКИЙ (Калужский) Василий Васильевич (1869-1931), артист, режиссёр, педагог, один из основателей МХАТа и заведующий актёрской труппой.

– СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938), артист и режиссёр Художественного театра.

– В письме Вл.Немировича-Данченко к Н.Телешову от 29 апреля 1932 года, приуроченному к 20-летию музея театра, кроме поздравлений руководителю музея есть и такие строки: не могу не вспомнить в этот день первого основателя музея Порфирия Артемьевича Подобеда, которому прошу послать мой привет...


30

– ГРЕБНЕР Георг Эдуардович (1892-1954), из моряков, штурман дальнего плавания. В кино с 1922г. Состоял членом Литературного отдела межрабпомовской студии и остался ей верен до последних дней, позже работал на Союздетфильме и Киностудии им. М.Горького. Автор сценариев таких фильмов, как Медвежья свадьба и Саламандра в соавторстве с А.Луначарским, Хромой барин, Восстание рыбаков, Гибель Орла, Суворов, Пятнадцатилетний капитан, Крейсер Варяг и др.

– МЕЖРАБПОМ-РУСЬ - акционерное частное общество закрытого типа, образованное от слияния на паритетных условиях (50 на 50) организации МЕЖРАБПОМ и московской студии «Художественное ателье «Коллектив «РУСЬ» в 1924 году. Просуществовало до 1928 года, когда МЕЖРАБПОМ приобрёл, правда, не без помощи властей, весь пакет акций и стал полноценным хозяином студии Межрабпом-фильм». Подробнее об этом см. ...И снова о Руси (Искусство кино, № 4, 2001г).

– ...На Потылихе... - то есть, на Мосфильме.

–...академического Кинословаря... - В данном случае имеется в виду КИНОСЛОВАРЬ в двух томах, издательство Советская энциклопедия, М., 1966г. Статья о Мосфильме – т.2, стр. 132-142.

– КОСМАТОВ Леонид Васильевич (1901-1977) и ГАЛЬПЕРИН Александр Владимирович (1907-?) – оба операторы, заслуженные деятели искусств РФ, профессоры (ВГИК),
– КОНОПЛЁВ Борис Николаевич, главный инженер Мосфильма,
– ГИНЗБУРГ Семён Сергеевич (1907-1974), киновед,
– МАЧЕРЕТ Александр Вениаминович (1896-1979), кинорежиссёр, историк кино,
– ВАЙСФЕЛЬД Илья Вениаминович (1909-2000), доктор искусствоведения, профессор (ВГИК), теоретик кино – член редколлегии Энциклопедического Кинословаря в 2-х томах, 1966г., имевший непосредственное отношение к студии Мосфильм.

– ЖУРАВЛЁВ Василий Николаевич (1904- ?), советский режиссёр, народный артист Кабардинно-Балкарской АССР (1959). Человек неуживчивый, часто менял место работы. Список его фильмов не малый, но мне близок только один из них – Пятнадцатилетний капитан по роману Ж.Верна (1946), оставивший в моей детской душе глубокий след.

– Космический рейс (1935, Мосфильм), первый научно-фантастический фильм о покорении космоса, режиссёр В.Журавлев, оператор А.Гальперин, консультант К.Циолковский.

– Аэроград (1935, Мосфильм и Украинфильм, Киев), автор сценария и режиссёр А.Довженко, операторы Э.Тиссе, М.Гиндин, Н.Смирнов, композитор Д.Кабалевский, ассистент режиссёра Ю.Солнцева. Известно, что в работе над сценарием принимал участие А.Фадеев, как специалист по Дальнему Востоку, но в титрах фильма этой фамилии нет.

– Мичурин (1948, Мосфильм), биографический фильм о жизни и деятельности великого преобразователя природы. Автор сценария и режиссёр - А.Довженко, операторы -Л.Косматов и Ю.Кун, композитор Д.Шостакович, второй режиссёр - Ю.Солнцева. Сталинская премия 2-й степени (1949).

– Победа (Самый счастливый, 1935-1938, Межрабпом-фильм - Мосфильм), режиссёры В.Пудовкин и М.Доллер, сценарий - Н.Зархи, оператор - А.Головня, композитор - Ю.Шапорин. Из аннотации: о мужестве и стойкости советских людей, идущих на подвиг во славу Родины.

– Минин и Пожарский (1939, Мосфильм), сценарий В.Шкловского, режиссёры В.Пудовкин, М.Доллер, оператор А.Головня, композитор Ю.Шапорин. Сталинская премия 1-й степени (вкупе с фильмом Суворов).

– Александр Невский (1938, Мосфильм), сценарий - П.Павленко и С.Эйхенштейн, он же постановщик фильма вместе с Д.Васильевым, оператр - Э.Тиссэ, художник -И.Шпинель, композитор - С.Прокофьев. В ролях - Н.Черкасов, Н.Охлопков, А.Абрикосов, Д.Орлов, В.Массалитинова, В.Ивашёва, В.Ершов и др.

– ГУКФ – Главное управление по делам фото и кинопромышленности, которое возглавлял в то время Борис Шумяцкий, исправно выполнявший все директивы Политбюро в работе с кинематографистами, хотя - в редких случаях - позволял себе проявлять и личную инициативу, например, в истории с фильмом Весёлые ребята. В том, что фильм состоялся, дошёл до зрителя, есть немалая заслуга этого, в общем-то, довольно капризного руководителя.

– ПРОЛЕТКИНО - студия (1923-1926), созданная по принципу акционерного общества, только пайщиками здесь выступили государственные учреждения. Появление новой кино-организации сопровождалось большой пропагандистской шумихой и сообщалось, что студия будет ставить фильмы по произведениям Герцена, Толстого, Лескова, Горького и др., однако на деле всё вышло иначе, ни один из перечисленных классиков не был потревожен, зато потоком пошли фильмы с такими названиями: Мусульманка, Богдадский вор, Найденные деньги, Глаза Андозии, В дебрях быта и др. Из 15-ти фильмов, сделанных до закрытия студии, сохранился только картина А.Разумного Комбриг Иванов. Литературным отделом студии заведовал А.Мариенгоф, которого даже вызывали на допрос, когда по ликвидации студии началось уголовное дело против бывшей дирекции ПРОЛЕТКИНО.


30a

– ...студии на Верхней Масловке... - с выходом фасада на эту улицу в зелени Петровского парка находился съёмочный павильон и технические службы студии Межрабпом-Русь. Сейчас на этом месте располагается городок художников.

– Вокруг СОВКИНО - стенографический отчёт диспута, организованного ЦК ВЛКСМ и редакцией Комсомольской правды, изданный в 1928 году.

– ПИОТРОВСКИЙ Адриан Иванович (1898-1938), литературовед, переводчик древних текстов, сценарист, драматург. Художественный руководитель студии Ленфильма (1928-37), которая усилиями Пиотровского из кинофабрики вновь стала художественным коллективом единомышленников, но не надолго. Пиотровский был арестован и расстрелян.

– Речь идёт о Л.П.Берия, тогдашнем руководителе КГБ.

– ...вейсманисты-морганисты... – нарицательные прозвища, которыми клеймили советских учёных-генетиков. Вейсман и Морган - учёные, заложившие основы генетики, как науки.

– ЛЫСЕНКО Трофим Денисович, президент ВАСХНИЛ, академик. Повинен в аресте академика Н.Вавилова. Инициатор травли учёных, занимавшихся проблемами генетики.


31

– ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич (1928), народный артист СССР (1974), Герой Соц. Труда (1982). Популярность его началась в 1957 году с фильма С.Ростоцкого Дело было в Пенькове, где внешние данные артиста удачно сплелись с характерностью персонажа Матвея Морозова. Потом были фильмы, доказавшие, что успех в роли Матвея Морозова не случаен. Но лучшие свои роли Тихонов сыграл в последующих фильмах С.Ростоцкого. И конечно, роль Штирлица-Исаева (Семнадцать мгновений весны Т.Лиозновой) окончательно упрочило особое положение артиста в иерархии любимцев публики.

– В город входить нельзя (1928, Межрабпом-фильм), сценарий - А.Ржешевский, режиссёр и оператор - Ю.Желябужский, художник - С.Козловский. В ролях - Л.Леонидов (МХАТ), К.Эггерт, Б.Тамарин и др.

– Здесь пародируется фрагмент сценария 26 бакинских комиссаров, опубликованного в книге А.Г.Ржешевский. Жизнь. Кино. Кинематографическое наследие. М. Искусство, 1982г. Стр. 163.

– ШЕНГЕЛАЯ Николай Михайлович (1903-1943), советский кинорежиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Автор фильмов Элисо, Двадцать шесть комиссаров, Золотистая долина, Родина.

– Двадцать шесть комиссаров (1932, производство студии АЗЕРКИНО), немой фильм Н.Шенгелая, в титрах которого указаны три сценариста - А,Ржешевский, Н.Шенгелая и Амирагов. В фильме снимались Верико Анджапаридзе, Игорь Савченко, Владимир Гардин, Михаил Жаров и др.


32

– Старое и новое (Генеральная линия, 1929), эпопея, авторы сценария и постановщики - С.Эйзенштейн и Г.Александров, оператор - Э.Тиссе, художник-архитектор - А.Буров.

– Весёлые ребята (1934, Москинокомбинат, будущий Мосфильм), музыкальная комедия. Сценарий - В.Масс, Н.Эрдман, Г.Александров, он же режиссёр фильма, оператор - В.Нильсен, композитор - И.Дунаевский, в ролях - Л.Утёсов, Л.Орлова, Е.Тяпкина, М.Стрелкова, Ф.Курихин. Увы, убедительных доводов, хоть как-то объясняющих появление этого фильма в советском прокате при ситуации жуткой идейной свары, творившейся в головах идеологов социалистического реализма и ко времени проведения 1-го съезда советских писателей, я пока для себя не нашёл.

– АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983), советский режиссёр, сценарист, в прошлом актёр. Народный артист СССР (1948), Герой Соц.Труда (1973), профессор (ВГИК). Друг и сподвижник С.Эйзенштейна, соавтор и сорежиссёр в его самых значительных проектах. Позже, стал создателем так называемого советского кино-мюзикла с Любовью Орловой в главных ролях и музыкой И.Дунаевского. После мюзикла Весна, режиссёр резко меняет курс, обращается к драме, но сделав два фильма, понимает, что находится в глубоком кризисе, из которого он так и не вышел Позднее его творчество ничем не напоминает того мастера, который делал популярные в народе комедийные музыкальные фильмы.

– ...Декамерон... – Знаменитый сборник весёлых новелл (1350-53гг.) итальянского писателя Джованни Боккаччио.

– ПЫРЬЕВ Иван Александрович (1901-1968), советский режиссёр, сценарист, народный артист СССР (1948), в кино с 1925г. Уже в первых самостоятельных картинах, во многом экспериментальных, отчётливо проступает его режиссёрский талант и самобытность. В 30-е годы снимал комедии и намеревался поставить сценарий М.Булгакова Мёртвые души по Н.Гоголю, но из этой затеи, к сожалению, ничего не вышло. Взлёт популярности его фильмов приходится на годы войны: три фильма – Свинарка и пастух, Секретарь райкома и В шесть часов вечера после войны - приносят ему всенародное признание. Он снимает последнюю в своём творчестве комедию Кубанские казаки с музыкой И.Дунаевского и снова – огромный успех, повторить который ему уже не удалось. Позже он трижды обращался к Достоевскому и умер, не закончив съёмки фильма по роману Братья Карамазовы.


РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии - IX ( 32 - 36 )



Hosted by uCoz