Рейтинг@Mail.ru
КОММЕНТАРИИ - IX
КОММЕНТАРИИ - IX  

32

– БУДЁННЫЙ Семён Михайлович (1883-1973), маршал и трижды Герой Советского Союза, о котором Ленин когда-то сказал: наш Будённый сейчас, наверно, должен считаться самым блестящим кавалерийским начальником в мире... он – крестьянский парень.... Однако этот блестящий начальник весьма посредственно проявил себя в годы Великой Отечественной войны, и был отстранён Сталиным, Верховным главнокомандующим, от командования фронтами.

– ...Шкуро... – Один из боевых генералов Белого движения.

– ...о вреде аборта... – Эту бесценную информацию можно почерпнуть в книге И.Фролова Григорий Александров, М., Искусство, 1976, стр. 17.

– ЧАПЛИН Чарльз Спенсер (1869-1977) – американский актёр, режиссёр, сценарист, композитор, продюсер. Корифей мирового кино, оригинальный художник авторского кино, оставивший наследие на все времена.

– НАЛБАНДЯН Дмитрий Аркадьевич (1906-?), художник-живописец, автор парадных полотен и портретов. Народный художник СССР, академик. В начале 30-х годов работал на Межрабпом-фильме в цехе мультипликации.


32a

– ...ваша фильма... – В 20-е годы слово фильм употреблялся в женском роде.

– ЗОЛЯ Эмиль (1840-1904), французский писатель, творчество которого, в особенности, серию романов Ругон-Маккары, очень высоко оценивал С.Эйзенштейн.

– Фильм Г.Александрова Светлый путь, снятый по сценарию Виктора Ардова сначала назывался Золушка, и существует устойчивое мнение, что оно, название, не очень приглянулось Сталину, и тот предложил свой вариант, и, разумеется, фильм тут же был переименован согласно желаниям вождя.

– Люба... – ОРЛОВА Любовь Петровна (1902-1975), советская актриса кино и театра, народная артистка СССР (1950). Училась в консерватории и в хореографическом училище, до 1933г. актриса Музыкального театра им. Вл.Немировича-Данченко, потом до 1947г. – работала только в кино. Всенародную славу ей принесли фильмы-комедии Г.Александрова, в которых она сыграла главные роли и спела песни И.Дунаевского.

– ПОДВОЙСКИЙ Николай Ильич (1880-1948), активный участник событий Октябрьского переворота, работал по вооружению, обучению и формированию частей Красной гвардии. Позже – народный комиссар по военно-морским делам Украины.

– НИКАНДРОВ Василий Николаевич, со слов Г.Александрова - портовый механик, в прошлом питерский рабочий, действительно имел некоторое сходство с Ульяновым-Лениным, что и стало решающим условием его участия в фильме Октябрь. Роль вождя революции Никандров сыграл и в фильме Б.Барнета Москва в октябре (1927).


33

– КИРОВ (Костриков) Сергей Миронович (1886-1934), член Политбюро, секретарь ЦК ВКП (б), секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП (б). Убит при странных обстоятельствах в Смольном, возле своего кабинета. Поводы для разных слухов о заказчиках назывались разные, в том числе - о причастности к убийству Сталина.

– ...Пирожкова такая... – ГОВОРКОВА Татьяна Алексеевна, действительно, работала в Театре им. Вс.Мейерхольда. Снялась в двух фильмах - Воздушный извозчик и Первая перчатка. Нина Алексеевна называла эту актрису Пирожковой за её пухлые формы при малом росте и необычайное обаяние этой женщины, которая и мне нравилась.

– ...Мастер... – Так называли Вс.Мейерхольда все сотрудники его театра.

– РАЙХ Зинаида Николаевна (1894-1939), ведущая актриса Театра им. Вс.Мейерхольда и его жена. Бывшая жена С.Есенина, родившая ему двух детей. После ареста Мейерхольда была убита в своей квартире при загадочных обстоятельствах, которые не раскрыты и по сей день.

– ...Башкатов... - Действительно, такой артист был в Театре им. Вс.Мейерхольда - Константин Александрович Башкатов. В кино он появился только один раз – в фильме С.Юткевича Яков Свердлов (1940) сыграв эпизодическую роль Начальника тюрьмы. А история, рассказанная им Н.Ли, похоже, произошла взаправду: почти слово в слово она была пересказана М.Штраухом в одном из писем, которое было опубликовано в одном из журналов Театр в 80-х годах прошлого века.


33a

– Младшая сестра Вс.Пудовкина – Юля.

– ОЛДРИДЖ Джеймс, английский писатель и публицист, родившийся в Австралии. За свой роман Дипломат (1949) писатель получил золотую медаль Всемирного Совета Мира (1953), в состав которого входил и Пудовкин.


34

– Механика головного мозга (1925, производство Межрабпом-Русь), научно-популярный фильм Вс.Пудовкина о научных опытах И.Павлова.

– ШИПУЛИНСКИЙ Феофан Платонович (1876-1942), сценарист, историк кино, переводчик. Преподавал в Госкиношколе (познее ГТК и ГИК). Автор книги История кино (1933) и автор сценариев – Глаза открылись (1919), Товарищ Абрам (1919), Хвеська, больничный сторож (1920), Серп и молот (1921).


34a

– ШУТКО Кирилл Иванович, журналист и руководитель по кино ЦК ВКП (Б), как написано о нём в Кино-справочнике за 1829 год.

– АГАДЖАНОВА-ШУТКО Нина Фердинандовна (1889-1974), активная участница Февральской и Октябрьской революций, общественный деятель, сценарист, педагог. Работала заведующим сценарного отдела Межрабпом-фильма и Союздетфильма. Автор сценария (по другим сведениям - автор сценарной заявки) фильма С.Эйзенштейна Броненосец Потёмкин и соавтор сценария фильма Вс.Пудовкина Дезертир.

– НИКОЛАЕВА (Волянская) Галина Евгеньевна (1911-1963), прозаик, публицист, очеркист, писала стихи. По профессии – врач. Автор одного из лучших рассказов о войне Гибель командарма (1945). Широкую известность ей принесли два её романа – Жатва и Битва в пути, которые были экранизированы. Е.Габрилович, вспоминая писательницу, говорил: Прежде всего – это была очень красивая женщина…

– БОЛЬШАКОВ Иван Григорьевич, руководитель кинематографии СССР с 1940 по 1954 гг. Его долгое пребывание на этом посту объясняется якобы родством с В.Молотовым.

– ...ВЕН-ФИЛЬМ... – Подробнее об этом см. статью Евы Биндер Австрийское кино под Советским руководством. Вен-фильм на Розенхюгель в журнале Киноведческие записки № 78, стр. 187-196.

– Возвращение Василия Бортникова (1952, Мосфильм), сценарий - Г.Николаева, Евгений Габрилович, режиссёр - Всеволод Пудовкин, оператор - Сергей Урусевский. Последний фильм Вс.Пудовкина. На международном Кинофестивале сельскохозяйственных фильмов в Риме картине была присуждена премия Золотой колос (1953).

– ЗВОНКОВ Яков Сергеевич, директор картины на Студии им.М.Горького, межрабпомовец первого набора, начинал в качестве помощника режиссёра, потом перешёл на административную работу.

– КАЧАЛОВ Василий Иванович (1875-1948) .артист МХАТ с 1900 года и до конца жизни. Народный артист СССР. Актёр Божьей милостью, он нёс на себе основной репертуар Художественного театра, и популярность его была невероятна. В кино он снимался дважды: у Я.Протазанова в Белом орле (1928) и в прологе фильма Н.Экка Путёвка в жизнь (1931).

– ДИКИЙ Алексей Денисович (1889-1955), артист и режиссёр театра. Народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской премии. Начинал в МХТе, потом как режиссёр, работал в 1-й студии и в МХАТ-Втором. Был репрессирован, но вскоре освобождён. В кино сыграл дважды роль Сталина. Люди, хорошо знавшие этого удивительного человека и талантливого самобытного режиссёра, утверждали, что Дикий до ареста и после – это два разных человека.

– Третий удар (1948, Киевская киностудия), художественно-документальный фильм Игоря Савченко по сценарию Ар.Первенцева. Сталинская премия 2-й степени (1949).

– МАКАРОВА Тамара Фёдоровна (1907-1999), актриса советского кино, народная актриса СССР (1950), дважды лауреат Сталинской премии, профессор (ВГИК), Герой Соц.Труда (1982). Трудно сказать, как бы сложилась её актёрская судьба, если бы не её муж С.Герасимов, снявший жену-красавицу во всех своих фильмах в центральных ролях. Особенно хороша она была в фильмах Семеро смелых и Маскарад.

– DEBRI-L - Модифицированная серия съёмочных камер французской фирмы Андре Дебри. По тем временам, пожалуй, самая востребованная камера.

– ...нумеровали... - По этому поводу почему-то вспомнилась фраза С.Эйзенштейна: Номерные сценарии – номера на пятках мертвецов, лежащих рядом в морге.


34b

– Цитата из поэмы В.Маяковского Флейта- позвоночник.

– ... в Лиховом переулке... – По этому адресу находилась звуковая студия Межрабпом-фильма, которая имела даже своё название Рот-фронт (Красный фронт).

– ...Война и мир... – Намёк на замысел Пудовкина поставить фильм по роману Л.Толстого. В роли Пьера Безухова намечался как основная кандидатура артист Борис Андреев.

– ...дедушка авиации... – В 1950-м году Пудовкин поставил на Мосфильме фильм Жуковский, повествующий и довольно скучно о жизни и научной деятельности Н.Е.Жуковского. Отвратительно, в духе времени создания фильма, трактуются некоторые одиозные персонажи, например, Рябушинский. Фильм удостоился Сталинской премии 2-й степени.


35

– УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович (1908-1974), выдающийся оператор отечественного кино, заслуженный деятель искусств РФ (1951), режиссёр, художник. Заканчивал ВХУТЕИН мастерскую В.Фаворского. В кино с 1935г. Уже на третьей самостоятельной картине Синегория, (1946) он отчётливо показал, что в кино пришёл оператор со своим видением, со своим арсеналом художественных средств, что и подтвердил в следующей картине – Сельская учительница М.Донского (1948). Уйдя на Мосфильм, попадает в руки двух классиков – Ю.Райзмана и Вс.Пудовкина, и только в работе с К.Калатозовым он вновь обретает свободу, как художник экрана. Фильм Летят журавли (1957) сделал его имя известным во всём мире. Перейдя в режиссуру, оставаясь при этом оператором своих фильмов, Урусевский окончательно раскрепостился, и поставил изображение выше режиссуры, тем самым, подтвердив полную несостоятельность такой концепции. Его режиссёрские фильмы не оставили следа в памяти зрителей, как полноценные произведения киноискусства, оставаясь тем не менее выдающимися образцами операторского искусства и вдохновения.

– МОНАХОВ Владимир Васильевич (1922-1983), советский оператор и режиссёр, педагог, заслуженный деятель искусств РФ (1964). Лауреат Ленинской премии за фильм Судьба человека (1960). Индивидуальность его как оператора проявилась на фильме Высота (1957). Очень выразительно, графически смело и экспрессивно снят ч/б широкоформатный фильм Оптимистическая трагедия (1963). Режиссёром Монахов оказался средним. Умер скоропостижно на открытии мемориальной доски оператору А.Головне.

– САМОЙЛОВА Татьяна Евгеньевна (1934), советская актриса кино и театра. Снявшись в центральной роли в фильме Летят журавли сразу же стала мировой знаменитостью.

– КОНСОВСКИЙ Алексей Анатольевич (1912-1991), актёр театра и кино, выдающийся чтец мировой поэзии, народный артист РФ (1976). Начинал в театре Вс.Мейерхольда, работал в разных театрах, последним из которых стал Театр им. Моссовета. В кино с 1936 года. Наиболее значительные работы в фильмах Последняя ночь (1937), Лермонтов (1943), Воскресенье (чтец от Автора, 1960-1961) и конечно же, Принц в Золушке (1947). С большим успехом работал на дубляже и эта работа большого артиста заслуживает особого разговора.

– Синегория (1946, Союздетфильм), экранизация повести Л.Кассиля Дорогие мои мальчишки, режиссёры - Э.Гарин, Х.Локшина, оператор - С.Урусевский, художник -П.Пашкевич, в ролях - С.Каюков, С.Комаров, Е.Самойлов, Б.Барнет, А.Консовский.

– ВХУТЕИН – высший художественно-театральный институт, созданный на обломках Вхутемаса в 1928г. Просуществовал до 1936г.

– ГОРЯЕВ Виталий Николаевич (1910-19…), выдающийся художник-график, иллюстратор книг, например, 4-й позвонок финского писателя Марти Ларни, имевший огромную популярность в нашей стране во времена Оттепели.

– ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964), художник-график, театральный художник и монументалист, профессор. Народный художник СССР (1963), лауреат Ленинской премии (1962). Наследие этого замечательного художника и человека можно смело причислить к категории, которую в Японии, например, называют национальное достояние.

– ВЕРЕЙСКИЙ Орест Георгиевич (1915-1993), художник-график, иллюстратор книг, в частности, сделал классические иллюстрации к поэме А.Твардовского Василий Тёркин и эпопеи М.Шолохова Тихий Дон. Сын художника-графика, прекрасного рисовальщика Г.Верейского. Кроме работы в фильме Вс.Пудовкина Бортников, участвовал в съёмках фильма С.Бондарчука Судьба человека.

– Летят журавли (1957), сценарий - В.Розов, режиссёр - К.Калатозов, оператор -С.Урусевский, композитор - М.Вайнберг. В ролях - Т.Самойлова, А.Баталов, В.Меркурьев и др. На XI кинофестивале в Каннах (1958) фильму присуждён главный приз - Золотая пальмовая ветв», а С.Урусевскому - приз Высшей технической комиссии Франции. В тот же год (1958) на отечественном кинофестивале фильм удостоился особого приза.

– ПИКАССО Пабло (1881-1971), французский художник испанского происхождения, во многом определивший общее лицо искусства ХХ-го века.

– ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич (1903-1979), художник-график, гравёр, живописец, театральный художник. Профессор Полиграфического института.


36

– МИЗИАНО Франческо, младший - к сожалению, узнать об этом человеке и певце ничего не удалось. В последней книге-энциклопедии Эстрада России (2000) о Мизиано-младшем, как певце-теноре, исполнителе неаполитанских песен, не сказано ни слова. Он был инвалидом, его руки были скрючены и пальцы постоянно находились в сжатом состоянии. В тот вечер меня попросили проводить сына самого Мизиано-старшего до такси. Певец всю дорогу повторял, что очень рад своему присутствию на этой встрече, где прозвучали тёплые слова о его отце.

– ПОЛОНСКАЯ Вероника Витольдовна (1908-1989), дочь киноактёра В.Полонского, актриса театра, училась в студии МХАТ, в труппе которого состояла до 1935г. Потом был Театр п/у Ю.Завадского, после войны – Театра им. М.Ермоловой. На экране появилась только в трёх фильмах – Стеклянный глаз (Фильм о фильме, 1928, Межрабпом-фильм, режиссёры - Л.Брик, В.Жемчужный), Конвейер смерти (1933, Союзфильм, М., режиссёр - И.Пырьев) и Три товарища (1935, Ленфильм, режиссёр - С.Тимошенко). Но эту женщину знают больше, как последнюю любовь В.Маяковского.

– КАЗАРОВ Сергей Сергеевич (1908-1988), оператор комбинированных съёмок.

– ЖУЧКОВА Лидия Ивановна пришла на студию в Лиховом переулке в начале 30-х годов в монтажный цех. Режиссёр-монтажёр, постоянно работала с С.Герасимовым.

– ШВЫРЁВ Юрий Афанасьевич (1932), режиссёр-постановщик Студии им. М.Горького, ученик С.Герасимова. Снял фильмы – Один из нас, Прямая линия, Баллада о Беринге и его друзьях, Юнармия и др.


РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии - X ( 37 - 42а )



Hosted by uCoz