Рейтинг@Mail.ru
КОММЕНТАРИИ - VII
КОММЕНТАРИИ - VII  

24

– БИБИКОВ Борис Владимирович (1900-1986), актёр, режиссёр, педагог. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1959). Учился в студии М.Чехова, но довольно рано избрал профессию педагога. С 1942г. преподавал во ВГИКе, профессор. В актёрской судьбе В.Тихонова Б.Бибиков сыграл, пожалуй, решающую роль, когда взял провалившегося на экзаменах абитуриента на свой курс.

– ФОРМАН Милош (1932), американский режиссёр, сценарист. Родился в Чехословакии, где снял несколько фильмов. С 1967г. работает в Америке, где и прославился, сняв такие фильмы, как Волосы, Отрыв, Кто-то пролетел над гнездом кукушки, Рэгтайм, Амадей и др.

– В подмосковном посёлке Белые Столбы находится государственный кинофонд - хранилище исходных материалов отечественных и зарубежных фильмов.

– ЧЕРНОВОЛЕНКО Юрий (Георгий) Тихонович, актёр театра и кино, ученик и любимый актёр А.Лобанова, и когда Андрей Михайлович перешёл в театр им.М.Ермоловой, он пригласил Ю.Т. в его труппу. Ю.Черноволенко был занят в центральных ролях во всех спектаклях. Он был много старше Н.А.Ли, т.е., говоря её же языком, ещё один папа.

– ЛОБАНОВ Андрей Дмитриевич (1900-1959), выдающийся театральный режиссёр. Возглавив после смерти Н.Хмелёва Театр им. М.Ермоловой сделал его одним из самых популярных театров Москвы в послевоенные годы.

– ВАНИН Василий Васильевич (1898-1951),артист театра и кино, народный артист СССР (1949). Профессор ВГИКа. Москву приехал покорять из Тамбова, где работал актёром в местном театре, и поступил в театр МГСПС, где сыграл много запоминающихся ролей, в том числе и роль Чапаева и позже, когда запускался фильм Чапаев, был на кинопробах серьёзным конкурентом Б.Бабочкину. Кинозрителям запомнился по ролям: Матвеев (Ленин в октябре, Ленин в 1918 году), Степан Кочет (Секретарь райкома), Фаюнин (Нашествие).

– ВИКЛАНДТ Ольга Артуровна (1911-1995), актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1949). Острохарактерная актриса создала запоминающиеся роли в фильмах На бойком месте, Свадьба Кречинского, Хозяйка гостиницы и др. Последнее время работала в театре им.А.Пушкина.

– НАЗВАНОВ Михаил Михайлович (1914-1964), яркий артист, как говориться, милостью Божьей, с прекрасным голосом и внешностью, заслуженный артист РСФСР (1949). Играл в театре и кино. До войны был арестован, потом выслан в Казахстан, где оказался на съёмках фильма С.Эйзенштейна Иван Грозный (роль князя Курбского). После войны украсил своим талантом фильмы-спектакли - достаточно вспомнить Шведскую спичку по Чехову. И перед смертью сыграл значительную роль короля Клавдия в фильме Гамлет.

– РОШАЛЬ Григорий Львович (1898-1983), советский режиссёр, народный артист СССР (1967). На студии Межрабпом-фильм поставил совместно с немецкой студией Прометеус фильм Саламандра (1928). Крупный мастер кино-экранизаций, среди которых назову Петербургская ночь по Достоевскому, Дело Артамоновых по М.Горькому, Семья Оппенгейм по Л.Фейхтвангеру и первый фильм эпопеи А.Толстого Хождение по мукам - Сёстры.

– РООМ Абрам Матвеевич (1894-1976), советский режиссёр, народный артист РФ (1965). В кино с 1924г. Начинал очень интересно – дебютные эксцентрические комедии, потом знаменитая Третья Мещанская, Привидение, которое не возвращается. В годы войны поставил фильм Нашествие по пьесе Л.Леонова Особая благодарность режиссёру за деликатное перенесение на экран спектакля Школа злословия, истинной жемчужины в репертуаре Художественного театра тех лет.

– Улица полна неожиданностей (1957, Ленфильм), комедия. Режиссёр С.Сиделёв, композитор Н.Симонян. В главной роли популярный на ту пору Леонид Харитонов, игравший сержанта милиции Не очень смешная, а попросту бесталанная картина и, к сожалению, не единственная в череде фильмов, штамповавшихся на студиях всего Союза, выпускаемых на экран и гневно обруганных критикой.

– Конёк-горбунок (1947, СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ), рисованный фильм-сказка режиссёра Ивана Иванова-Вано по сценарию Е.Помещикова и Н.Рожкова, созданный по мотивам сказки П.Ершова. Композитор В.Оранский.


25

– КУЗНЕЦОВ Константин Андреевич (1899-1982), советский кинооператор, заслуженный деятель искусств РФ, ученик А.Левицкого. Работал на межрабпомовской студии, где снимал фильмы Я.Протазанова, Л.Кулешова, С.Комарова. После войны перешёл на студию научно-популярных фильмов.

– ЦЕСАРСКАЯ Эмма Владимировна (1909-1990), актриса кино, заслуженная артистка РФ (1935). Снималась в фильмах с 1927-го по 1965-й год, однако осталась в памяти зрителей двумя-тремя ролями, среди которых, конечно, главная - Аксинья в Тихом Доне (1931).

– Рапидная (ускоренная) съёмка – одно из выразительнейших средств в художественном кино. Динамичный объект снимается с повышенной частотой кадров, проходящих через кадровое окно за единицу времени. От скорости зависит плавность и замедленность движения объекта на экране.

– Тихий Дон (1930, СОЮЗКИНО, М., озвучен в 1933), экранизация первой книги романа М.Шолохова. Авторы сценария и режиссёры О.Преображенская и И.Правов, операторы - Д.Фельдман, Б.Эпштейн, художник - Д.Колупаев, консультант М.Шолохов. В ролях - А.Абрикосов (Григорий Мелихов), Э.Цесарская (Аксинья), Н.Подгорный (отец Григория), С.Чураковский (Евгений Лесницкий).


26

КОМАРДЁНКОВ Василий (1897-1971), профессор Строгановского Училища, который он когда-то окончил. Как художник работал в театре (Опера С.Зимина, Малый и Камерный театры) и до 1939 года в кино: Когда пробуждаются мёртвые, Круг, Остров Тогуй, Мономертр-1, Путь энтузиастов, Солистка Его Величества, Пленники моря, На Дальнем Востоке, Подкидыш. В театре он экспериментировал, искал новые выразительные средства, в кино, напротив, был гипер-реалистом, увлекался фактурой снимаемого объекта, его уникальностью.

– Во времена, о которых рассказывает Б.Г.Вольф, Строгановское училище размещалось на Рождественской улице. Сейчас в этом здании находится Архитектурный институт.

– ...как звали девочек Бриков?.. - имеются в виду Эльза и Лиля Коганы. Старшая, по первому замужеству, обретет фамилию Триоле, другая станет - Брик, выйдя замуж за О.Брика.

– Лиля Брик ушла из жизни (1978), не дожив до 88-летия три месяца.

– КАТАНЯН Василий Абгарович (1902-1980), литератор, литературовед, историк литературы. После ареста и гибели командарма Е.Примакова, мужа Л.Брик, женился на последней, разведясь со своей женой, матерью КАТАНЯНА Василия Васильевича (1924-1999). В.Катанян-младший - режиссёр документального кино, окончил ВГИК, мастерская Г.Козинцева. Магистральным направлением в его деятельности стала тема искусства и культуры.

– ХОДАСЕВИЧ Валентина Михайловна (1894-1970), художник-станковист, сценограф, мемуарист. Племянница поэта Владислава Ходасевича.

– КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905-1973), кинорежиссёр, педагог, народный артист СССР (1964), классик советского кино. В последние годы жизни поставил два фильма по пьесам Шекспира: Гамлет и Король Лир.

– ТРАУБЕРГ Леонид Захарович (1902-1990), кинорежиссёр, педагог, сценарист, искусствовед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Классик советского кино. Вместе с Г.Козинцевым в начале 20-х годов организовал в Петрограде экспериментальное содружество ФЕКСы, которое, став кузницей талантов, вывело в большое кино обойму прекрасных актёров, например, Янину Жеймо, за которую у меня к руководителям ФЭКСов особая благодарность.

– ...какую-то свою картину... – Возможно, речь идёт о фильме А.Хохловой Саша (1930, БЕЛГОСКИНО). Во-первых, студия находилась в Ленинграде, на канале Грибоедова, а во-вторых, Л.Семёнова снималась в этой, второй, режиссёрской работе А.Хохловой в роли артистки из притона. Фильм сохранился.

– ...что у меня в запасе ещё десять лет... - Баронесса ошиблась на один год, Л.Семёнова умерла в возрасте 91-го года, в 1990 году. Катаклизмом можно смело считать развал СССР, которому оставалось существовать на карте Мира ещё год.

– ФОРЕГГЕР фон Грейфентурн Николай Михайлович (1892-1939), режиссёр, балетмейстер, художник, драматург, педагог, знаток искусства эпохи Возрождения. Не особенно увлекаясь лозунгами Театрального Октября, настойчиво культивировал на сцене своё представление о современном театре, в частности, реставрировал эстетику итальянского театра времён комедии dell’arte. Сумел проявить себя в театрах малых форм, драмы, оперы, музыкальной комедии, в цирке, на эстраде и даже в кино, поставив два фильма – комедию и драму, которые, увы, не сохранились: Что, где он купил? (1925, Кино-Север) и Северное сияние (1926, Ленинградкино), в последнем снималась Л.Семёнова.

– БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927), выдающийся невропатолог, психиатр. Оставил около 600 научных работ и монографий. Существует мнение, что смерть его была насильственной, т.к. он, обследуя Сталина и обнаружив у вождя признаки паранойи, вынес ему нелицеприятный диагноз.

– ШОУ Джордж Бернард (1856-1950), английский драматург. Автор большого количества пьес, часть из которых остаются по сей день в репертуаре мирового театра. Лауреат Нобелевской премии (1925).


27

– КОЗЛОВСКИЙ Сергей Васильевич (1885-1962), художник, режиссёр, народный художник РФ (1944). Один из главных и замечательных персонажей в истории межрабпомовской студии. Душа коллектива, так отзывались о нём люди, вспоминая его в своих мемуарах. Его фамилия, как художника, стоит в титрах лучших фильмах студии. Но он был не только художником, даже главным художником студии, он был хозяином всего технологического процесса создания фильма и никак иначе. Он остался работать и на студии Союздетфильм, воспитал группу замечательных художников, новую смену, которая продолжала его традиции в работе над фильмом. Преподавал во ВГИКе. Написал очень интересные воспоминания, хранящиеся в РГАЛИ, которые, к сожалению, до сих пор не опубликованы.

– ...А.Арапов, Л.Блатова, Ф.Богуславский, И.Степанов... - художники, прошедшую школу С.Козловского. С Людмилой Алексеевной Блатовой я был знаком, когда она, будучи пенсионеркой, вернулась на студию им. М.Горького в цех надписей. Милая, маленького роста женщина, иногда рассказывала нам, молодым, о своём прошлом, и моё представление о Козловском-человеке и заочная симпатия к нему, во многом опираются на её забавные истории.

– Марионетки (1934, Межрабпом-фильм), сценарий В.Швейцера и Я.Протазанова. режиссёр Я.Протазанов, сорежиссёр П.Подобед, оператор П.Ермолов, художники М.Левин и С.Козловский, композитор Л.Половинкин, звукооператор Л.Оболелнский. В ролях – А.Кторов, Н.Радин, В.Токарская, К.Зубов, С.Мартинсон, М.Климов, В.Попов, М.Жаров, С.Комаров, П.Галаджев и др.

– ЛЕВИН М., художник, участвовавший в работе над фильмом Марионетки, скорее всего, только на стадии подготовительного периода, как автор эскизов декораций.

– ЛЕОНИДОВ (Шиманский) Олег Леонидович (1893-1951), сценарист студии Межрабпом-фильм, позже Союздетфильм, соавтор Я.Протазанова по фильмам Процесс о трёх миллионах, Человек из ресторана, Белый орёл, Чины и люди, Праздник св. Йоргена. Кстати, был автором идеи замены героя повести Р.Стивенсона Остров сокровищ мальчика Джима на девушку Дженни в экранизации повести режиссёром В. Вайнштоком на Союздетфильме, что вызвало поначалу дружный протест в детской аудитории зрителей.

– Праздник святого Йоргена (1930, озвучен – 1935, Межрабпом-фильм), комедия Я.Протазанова по мотивам одноимённого романа Г.Бергстеда. В создании сценария принимал участие загадочный писатель Сигизмунд Кржижановский, возможно, он создал свой вариант, но следов этой работы, как и упоминание в документах о его участии пока не обнаружено. В фильме снималась любимая троица режиссёра – И.Ильинский, А.Кторов и М.Климов.

– ИЛЬФ Илья (1897-1937) и КАТАЕВ Евгений Петрович (1903-1942) - авторы романов об Остапе Бендере. Сатирики, авторы фельетонов и юморесок, одноактных пьес. Авторы сценария для фильма Чёрный барак (1932), поставленного театральными режиссёрами М.Яншиным и Н.Горчаковым (МХАТ). Фильм не сохранился. И.Ильинский поставил фильм Однажды летом, по сценарию И.Ильфа и Е.Петрова, где варьировались мотивы романа Золотой телёнок. После смерти соавтора Е.Петров вернулся в кино и написал сценарии для фильмов Музыкальная история (1939), Антон Иванович сердится (1941) в соавторстве с Г.Мунблитом и Воздушный извозчик (1943) самостоятельно.

– КАТАЕВ Валентин Петрович (1897-1986) и ОЛЕША Юрий Карлович (1899-1960), писатели, начинавшие как поэты, оба родом из Одессы, что их сдружило, и долгое время по приезде в Москву они были всегда вместе. Позже их дружба расстроилась, что не мешало Катаеву материально помогать Олеше, редко печатавшемуся.

– ЗАРХИ Натан Абрамович (1900-1935), советский сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств РФ (1935). Прославился как автор сценариев первых фильмов Вс.Пудовкина Мать, Конец Санкт-Петербурга, впрочем, режиссёр-классик, кажется, не до конца понимал, какого масштаба сценарист ему достался, и когда в период жесточайшего кризиса Пудовкина они снова объединились для совместной работы, съёмки фильма Самый счастливый (Победа1938), случилось самое страшное – Натан Зархи погиб, едучи в машине Пудовкина. .Сам режиссёр в этой аварии не пострадал.

– Гибель сенсации (1935, Межрабпом-фильм), фантастика, сценарий Г.Гребнера, режиссёр А.Андриевский, режиссёр монтажа Михаил Доллер, оператор М.Магидсон, композитор С.Василенко. Из аннотации: О борьбе рабочих с капиталистами, стремящимися поставить технический прогресс на службу реакции.

– МАГИДСОН Марк Павлович (1901-1954), советский оператор. В кино пришёл на должность фотографа. Знаменитым его сделал фильм Я.Протазанова Бесприданница, затем в фильме Лермонтов он подтвердил, что успех его не случаен, в нашем кино появился уникальный оператор, со своей особой живописностью в решении кинокадра. Погиб в автомобильной катастрофе.

– Пастух и царь (1934, Межрабпом-фильм), сценарий – Н.Кофман, режиссёр А.Ледащев, оператор П.Мосягин, в ролях: Н.Баталов, Евгения Рагулина. Из аннотации к фильму: О русском крестьянине-пастухе, ставшем командиром Красной Армии. Любопытен режиссёрский замысел фильма: рассказ выстроен исключительно на документальных кадрах, и там, где были необходимы связывающие их сцены, режиссёр вмонтировал короткие игровые эпизоды, в которых участвовал, например, такой известный актёр как Н.Баталов.

– Толедо (Университет, 1932, Межрабпом-фильм) сценарий С.Евлахова, режиссёр А.Ледащев, оператор М.Магидсон. Из аннотации к фильму: О борьбе вузовской общественности с вредителями, проникшими в среду советских научных работников.


РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии - VIII ( 27 - 32 )



Hosted by uCoz