Рейтинг@Mail.ru
КОММЕНТАРИИ - VI
КОММЕНТАРИИ - VI  

17a

– МАРКОВ Павел Александрович (1897-1980), знаменитый завлит Художественного театра с 1925 по 1949гг. Театральный критик, театровед, режиссёр, педагог. Как режиссёр поставил насколько спектаклей в Музыкальном театре им. К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко. Автор книги об этом театре.

– Стрельна, популярный до революции ресторан, возобновил свою деятельность во время НЭПа. Помещался в районе нынешней Красноармейской улицы (бывшего Зыковского проезда), ближе к улице Черняховского (в ту пору - Стрельненский переулок).


18

– Великий воин Албании Скандербег, (1953, Мосфильм и студия Новая Албания), единственный на то время совместный и крупно масштабный кино-проект с Албанией. Режиссёр - С.Юткевич, в роли Скандербега снялся грузинский актёр Акакий Хорава.

– ПЕТРОВ Владимир Михайлович (1896-1966), советский кинорежиссёр. Народный артист СССР (1950). Поставил фильмы Гроза 1934, Пётр I 1937-39, Кутузов 1944, Без вины виноватые 1945, Сталинградская битва 1949, Поединок 1957, Русский лес 1964.

– Сталинградская битва (1949, Мосфильм), художественно-документальный фильм в 2-х сериях. Сценарий - Н.Вирта, режиссёр В.Петров, оператор Ю.Екельчик композитор А.Хачатурян. Роль Сталина исполнил Алексей Дикий. Сталинская премия 1-й степени (1950). На кинофестивале в Чехословакии фильму была присуждена Главная премия фестиваля (1949).

– ХОДЖА Энвер (1905-1985), номинально генеральный секретарь трудовой партии Албании, Председатель Президиума Народного собрания, а, по сути, диктатор этой страны.

– Ленин в Париже (1981, Мосфильм), сценарии Е.Габриловича, режиссёры С.Юткевич, Л.Эйдлин, оператор Н.Немоляев, композитор Г.Фрид. В роли Ленина Юрий Каюров.

– Ленин в Цюрихе, одна из частей большой эпопеи Александра Солженицына Красное колесо, вышедшая в печати (за границей) отдельной книгой.

– Как закалялась сталь (1942, Киевская и Ашхабадская киностудии), автор сценария и режиссёр М.Донской, оператор Б.Монастырский, В фильме снимались В.Перист-Петренко (Павка Корчагин), Д.Сагал (Жухрай), Б.Рунге, А.Хвыля, И.Федотова, А.Лисянская, В.Балашов, Марк Местечкин и др.

– Песня о счастье (Тайна Кавырли, 1934, Восток-фильм), сценарий Г.Холмского, режиссёры М.Донской и В.Легошин, художественный руководитель С.Юткевич. В ролях: Я.Жеймо, Н.Мичурин, Б.Тенин, В.Гардин, Б.Чирков, Ф.Никитин, Л.Кмит. О жизни талантливого марийского юноши, ставшего в годы советской власти известным музыкантом - из аннотации к фильму.

– ЛЕГОШИН Владимир Григорьевич (1904-1954), советский режиссёр. Начинал творческую деятельность как актёр в опытном театре Б.Фердинандова., позже в Синей блузе. Работал ассистентом режиссёра у С.Юткевича на фильме Кружева. Самостоятельный режиссёрский дебют - Песня о счастье (1934, в паре с М.Донским). Создатель детского фильма Белеет парус одинокий (1937), по повести В.Катаева, лучшей своей картины.


19

– Собачка Ровер (Спасённая Ровером, 1905), автор и режиссёр С.Хепуорт. Фильм рассказывает о преданной собаке, разыскавшей похищенного младенца своих хозяев. Успех у фильма был невероятный.

– КОРДА Александр (1893-1956), английский режиссёр, сценарист и продюсер. Родился в Венгрии (Австро-Венгрии), в кино с 1915г. Революционные события в Венгрии заставили его вместе с братьями покинуть родину. Он ставил фильмы в Австрии, в Германии, во Франции, в Америке, но постоянно обосновался на «брегах Альбиона», где и прославился как режиссёр исторических фильмов и комедий и как удачливый продюсер. В создании английской кинематографии есть и его немалая заслуга.

– САДУЛЬ Жорж (1904-1967), французский историк кино, критик. Главный труд его - монументальная Всеобщая история кино, т. 1-6 (1945-1954). В 30-х годах служил на межрабпомовской студии, в частности, был консультантом по французскому быту на фильме К.Эггерта Гобсек по роману О.Бальзака.


20

– ЛУКОВ Леонид Давыдович (1909-1963), советский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1957). Многие его фильмы были посвящены шахтёрам, труженикам Донбасса: Родина моя - комсомол, Накипь, Большая жизнь 1940, 1-я серия (вторая серия, снятая в 1946, вышла на экраны только в 1958), Это было в Донбассе, 1945, Донецкие шахтёры 1952, Олеко Дундич 1958, Разные судьбы 1956. Лучший его фильм, конечно же, Два бойца, 1943г.

– ШЕРШНЕВА Вера Дмитриевна (1906-1979), советская актриса кино, снималась только у Л.Лукова, своего мужа, до 1946 года (Большая жизнь, 2-я серия). Последняя роль актрисы в кино в фильме Л.Лукова Две жизни 1961, где она удачно сыграла острохарактерную роль старой эмигрантки.

– БЕРЕНШТЕЙН Владимир Борисович, кинорежиссёр, но начинал свою работу в кино с администратора. В соавторстве с И.Гуриным он дебютировал фильмом Верьте мне, люди, 1964, который начинал снимать Л.Луков, но смерть прервала его работу. По существу, посвятив свою картину памяти Лукова, соавторы сняли её заново, заменив почти всех артистов - роль Г.Юматова, любимого артиста Л.Лукова, сыграл Кирилл Лавров. Последующие фильмы В.Беренштейна не имели тех привлекательных признаков, которые весьма поспособствовали успеху в прокате его дебюта.

– ...Петра Лещенко и Вертинского... - то есть, записи эмигрантских певцов из студийной фонотеки, которые при жизни Л.Лукова не выходили на пластинках, были, что называется, полулегальными. Проще говоря, запрещёнными.

– АЛЕКСЕЕВ (Розенштейн) Владимир Абрамович (1910-2001), сценарист (Донецкие шахтёры, К новому берегу, Голубая стрела, Тайна двух океанов, и др.), второй режиссёр (на фильмах Л.Лукова), автор ряда пьес и свыше 40 сценариев документальных фильмов.

– МАСОХА Лаврентий (Люся) Емельянович (1909-1971), советский актёр, заслуженный артист РСФСР (1969). В кино с 1928г. Известность получил благодаря фильмам Л.Лукова, и прежде всего, его фильму Большая жизнь. Основное амплуа его ролей - отрицательные персонажи.

– ...дорогих покойничков... - фраза из монолога Ивана Карамазова - Эти клейкие зелёные листочки в спектакле МХАТ Братья Карамазовы.

– НИЛИН Павел Филиппович (1908-1981), советский писатель, сценарист. В кино с 1938 года. Автор сценариев к фильмам: Любимая девушка,1940, Большая жизнь, 2 серии (1941,1946), Жестокость, 1959, Испытательный срок, 1960, Через кладбище, 1964.

– Судьба 2-й серии фильма Большая жизнь (1946) сложилась не удачно. Фильм понравился Художественному совету Госкино, все поздравляли режиссёра с успехом, но мнение Сталина оказалось диаметрально противоположным мнению видных деятелей культуры и искусства. И появилось «Постановление о кино», в котором уже досталось не только фильму Лукова, но и фильмам Эйзенштейна, Пудовкина, гневно осуждалась работа композиторов, сценаристов и поэтов-песенников. Худсовет был вскоре расформирован.

– ЧИАУРЕЛИ Михаил Эдишерович (1894-1974), кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Начинал как живописец и скульптор, потом пришёл в кино и уже в первых картинах показал себя как талантливый режиссёр. Позже он стал одним из главных менестрелей при Сталине. Воспевая вождя, его деятельность, режиссёр создавал в кино так называемый Сталинский стиль, который отличает, прежде всего, помпезность в купе с беззастенчивым апокрифом.

– АНДЖАПАРИДЗЕ Вера (Верико) Ивлиановна (1900-1987), великая актриса театра и кино, народная артистка СССР (1950), жена М.Чиаурели. Снималась в фильмах мужа и у таких режиссёров, как К.Марджанишвили, Н.Шенгелая, С.Юткевича, Т.Абуладзе (Покаяние, последняя роль в кино).


21

– ТУМАНОВ Лев Абрамович (1897-1980), артист эстрады. Начинал свою деятельность на Межрабпом-Руси в должности ассистента режиссёра и часто снимался в эпизодах. В начале 30-х годов ушёл из кино на эстраду, где выступал в разных жанрах – конферанс, пение, танец, сочинял тексты для куплетов, автор реприз и шуточных монологов.

– Папиросница из Моссельпрома (1925, Межрабпом-Русь), комедия. Сценарий А.Файко и Ф.Оцепа, режиссёр и оператор Ю.Желябужский, художники - С.Козловский, В.Баллюзек. В ролях – И.Ильинский, Юлия Солнцева, А.Дмоховская (жена Желябужского), Н.Церетели, Л.Баратов, Галина Кравченко, Михаил Жаров и др. «Осмеяние нэпманского быта и столичной «кино-богемы» - из аннотации к фильму.

– МЕСТЕЧКИН Марк Соломонович (1900-19), режиссёр кино и цирка, народный артист РСФСР (1969). Начинал актёров в театре Вс.Мейерхольда, от него ушёл в кафе-кабаре Нерыдай. С 1954г. главный режиссёр Московского цирка. Работал на Межрабпом-фильме в качестве актёра и ассистента режиссёра. Поставил самостоятельно два фильма на Сибирской киностудии, которые не сохранились: Ещё двенадцать (1931) и Баррикада (последний фильм в Аннотированном справочнике не указан, сведения о нём взяты из мемуаров М.Местечкина).

МИРОНОВА Мария Владимировна (1911-1997), актриса эстрады, народная артистка РСФСР (1991). Выступала, как правило, с мужем – Александром Менакером. Снималась в кино.

– СОФРОНОВ Анатолий Владимирович (1911-1990), поэт и драматург. Имя, поминаемое всуе, когда хотят сказать о ничтожной личности и бедном таланте, но при ярой агрессивности и открытой ангажированности. Долгое время состоял в должности главного редактора журнала Огонёк.

– УЛЬЯНОВ Михаил Александрович (1927-2007), артист-премьер Театра им. Евг.Вахтангова, народный артист СССР (1927-2006), лауреат Ленинской премии (1966) за главную роль в фильме Председатель. Артист милостью Божьей.


22

– ИВАШЁВА Валентина, актриса, активно снимавшаяся в 30-е годы: Груня Корнакова, Случайная встреча, Юность поэта, Александр Невский, Кубанцы, Сорочинская ярмарка, Майская ночь. В войну снялась в фильме М.Донского Радуга. После войны осталась жить в Киеве и снималась только в украинских фильмах в ролях второго плана до 1858 года.

– Груня Корнакова (Соловей-соловушко, 1936), первый полнометражный цветной игровой фильм (режиссёр Николай Экк). В нём рассказывалось о бунте работниц фарфорового завода, хозяином которого являлся некий Лузнецов (видимо, под этой фамилией имелся в виду знаменитый фарфоровый фабрикант Кузнецов, мемориальная доска которому украшает ныне один из домов в Москве на Проспекте Мира). Сценарий написали Н.Экк и его жена Р.Янушкевич (соавтор сценария Путёвки в жизнь), с которой режиссёр после фильма расстался, чтобы жениться на В.Ивашёвой, снимавшейся в фильме в центральной роли. (Кстати, в роли машиниста снимался и сам Николай Экк, и весьма эффектно).

– В фильме Александр Невский Валентина Ивашёва исполнила роль новгородской девушки Ольги, которую любят сразу два героя фильма - Гаврило Олексич и Василий Буслаев.

– ЭКК (Ивакин) Николай Владимирович (1902-1976), режиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1973). Окончил Высшие режиссёрские мастерские в Театре Вс.Мейерхольда. С конца 20-х годов работает на студии Межрабпом-фильм. Уже первая картина режиссёра – Путёвка в жизнь - сделала имя режиссёра знаменитым. Успех фильма был грандиозным и держался долго, годами. Фильм получил мировое признание и был включён в число лучших на 1-м кинофестивале в Венеции (1932). Таких успехов в творческой биографии режиссёра больше не будет. Отлучённый от кино, он долгое время работал в театре.

– Человек в зелёной перчатке, (1967г. Киностудия им. М.Горького). Стереоскопический и последний фильм режиссёра Н.Экка. (Сценарий Льва Гроссмана). Ни в стерео-формате, ни в обычном варианте фильм успеха не имел и быстро сошёл с экрана.

– Путёвка в жизнь, (1931. МЕЖРАБПОМ-ФИЛЬМ). Сценаристы - Р.Янушкевич, Н.Экк и А.Столпер, который был ещё и ассистентом режиссёра на этой картине. Режиссёр - Н.Экк, оператор - Василий Пронин. В ролях: Николай Баталов, Михаил Жаров и Иван Кырля, марийский поэт и актёр. Сценаристка Регина Янушкевич снялась в фильме в роли матери одного из будущих беспризорников.


23

– ...новой кино-энциклопедии... – имеется в виду Кино-энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия,1986г. Главный редактор С.Юткевич.

– ...нашлось место, а мне нет... – Нина Алексеевна как в воду смотрела, в новом КИНОСЛОВАРЕ её короткому имени и краткой биографии места не нашлось.

– ВАРШАВСКИЙ Яков Львович (1911-2000), критик, театровед и киновед, публицист, сценарист. В 90-х годах эмигрировал из страны.

– ГАРИН Эраст Павлович (1902-1980), артист и режиссёр театра и кино, народный артист СССР (1877). Ученик Вс.Мейерхольда. В кино работал с 1934, сначала, как актёр, потом, вместе с Х.Локшиной, женой, обратился к кинорежиссуре. Актёр острого и точного рисунка роли, Гарин создал много запоминающихся образов: Каблуков Поручик Киже, Тараканов в Музыкальной истории, Король в Золушке, Каин XVIII и Обыкновенное чудо, Вожачок в Оптимистической трагедии и др. Поставил фильмы (вместе с Х.Локшиной): Женитьба, Доктор Калюжный, Синегория, Фонтан, Обыкновенное чудо, Весёлые расплюевские дни.

– УРИНОВ Яков Исаакович, родом из Киева, откуда приехал в Москву поступать в мастерскую Вс.Мейерхольда. Вместе с З.Даревским пришёл на межрабпомовскую студию, работал помощником, а позже ассистентом у Протазанова. Самостоятельным дебютом стал его фильм Матрос Иван Галай (1929, Межрабпом-фильм), по сценарию Н.Агаджановой-Шутко. В начале 30-х гг. с ним приключилась какая-то история, и он был арестован. В семье Протазановых очень переживали это событие, но, к счастью, через год, полтора он был выпущен и уехал в Киев, где снял два фильма, один из которых, комедия Интриган (1935), упомянул в своём письме Протазанов: «...Яша показал куски своей картины, мне по-настоящему понравилось... хороша работа актёров и очень хороша работа режиссёра...». После войны работал на студии научно-популярного кино.

– ...сценарий Уринова и Протазанова... – Две встречи (1932, Межрабпом-фильм), режиссёр Я.Уринов. Приключенческий фильм о разоблачении группы вредителей. Полагаю, что сценарий был написан самим Я.Уриновым, а участие Я.Протазанова ограничилось консультациями и последней корректурой. Впрочем, имя «соавтора» было необходимо для успешной реализации сценария. Едва ли тема такого сценария могла серьёзно увлечь Якова Александровича.

– ПОДОБЕД Порфирий Артемьевич (1886-1965), актёр и режиссёр. Из «команды Кулешова», снимался в его фильмах, позже перешёл в режиссёры и стал постоянным помощником и даже сорежиссёром Я.Протазанова (фильм Марионетки, 1934, Межрабпом-фильм). С 1942г. и до пенсии работал на студии Центрнаучфильм.


24

– КРЮЧКОВ Николай Афанасьевич (1911-1994), советский актёр кино, народный артист СССР (1965), Герой Соц. Туда (1980). Любимый актёр советских зрителей. Дебютировал в фильме Б.Барнета Окраина (1933), у него же снялся в фильме У самого чёрного моря (1936). Расцвет его дарования пришёлся на годы войны, когда его герои надели военную форму. Отныне он становится кумиром советских зрителей.


РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии - VII ( 24 - 27 )



Hosted by uCoz