Рейтинг@Mail.ru
КОММЕНТАРИИ - V
КОММЕНТАРИИ - V  

14

– В дни борьбы (Борьба за мир), агитфильм, 3части, производства Госкиношколы и ВФКО, 1920г. Сценарист и режиссёр Иван Перестиани. Рассказ о борьбе украинских крестьян с белополяками. Фильм не сохранился. Н.Шатерникова исполняла роль дочери кузнеца (А.Горчилин).

– Девьи горы (Легенда об Антихристе), киноповесть, Т/Д РУСЬ. Сценарий - Е.Чириков, режиссёр А.Санин, операторы В.Старевич, Ю.Желябужский, художник - В.Симов (МХТ). Мистическая драма на темы волжских легенд об антихристе. Фильм демонстрировался лишь в сентябре 1921 года в Петрограде во время проведения Кинонедели помощи голодающим. Фильм сохранился не полностью.

– ТРОФИМОВ Михаил Семёнович, из костромских промышленников-строителей, создатель киностудии Торговый дом Русь, 1915г. Он часто повторял, что хочу добиться производства настоящих художественных вещей, на жизнь заработаю подрядами, а кинематограф крепко полюбил, хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр. Далеко не сразу, но ему удалось вплотную подойти к реализации своих желаний, однако революция вторглась в его планы, и он был вынужден эмигрировать. Потом дядя Трофимов вернулся и работал до конца 20-х годов на студии Межрабпом-Русь. Потом следы его затерялись.

– ХМАРА Григорий Михайлович (1882- ?), артист в труппе МХТ с 1910 по 1920гг., потом эмигрировал за границу. В советское время снялся только в трёх картинах: Подполье, Сильным слава, и Дети учат стариков (Епископ Гаттон). Два первых фильма не сохранились.

– Дети учат стариков (Епископ Гаттон), агитфильм производства Госкиношколы и ВФКО, 1920г. Режиссёр - А.Ивановский, оператор - А.Левицкий. (Г.Хмара – епископ Гаттон, вторая роль - зажиточный крестьянин, Фаина Шевченко (МХТ) - Анна, жена Петра, Н.Шатерникова - Наташа). Агитация за своевременную сдачу хлеба. Сценарий И.Новикова получил 1-ю премию на конкурсе ВФКО осенью 1920г.

– Юля, сестра Вс.Пудовкина.

– Лодя – домашнее имя Всеволода Пудовкина. Так его стали звать и близкие друзья.

– Луч смерти (1925, Госкино, 1-я фабрика). Приключенческая картина Л.Кулешова В ней снимались как актёры Школы Кулешова, так и студенты Госкиношколы. В фильме снимался и сам Л.Кулешов.

– Мать (1926, Межрабпом-Русь), фильм Вс.Пудовкина по сценарию Н.Зархи (1926), оператор А.Головня, художник - С.Козловский. По мотивам одноимённой повести М.Горького.

– ...бауэрский ученик... - то есть, Л.Кулешов. Действительно, он был учеником режиссёра Е.Ф.Бауэра, к которому пришёл ассистентом после обучения в Училище ваяния и зодчества.


14a

– Комедиантка, (Тупейный художник, 1923), экранизация рассказа Н.Лескова. Режиссёр А.Ивановский. Н.Шатерникова исполняла в фильме роль крепостной актрисы Любы.

– Кружева (1928, Совкино, M), экранизация рассказа М.Колосова Стенгазета. Режиссёр - С.Юткевич. Рассказ о жизни одной комсомольской ячейки. На мой взгляд, одна из любопытнейших картин и по своим формальным признакам, поиску своего языка и по чистоте тона и юмору, не частому гостю в фильмах мэтра.

– САВИН Пётр Николаевич (1906-1981), советский артист кино, заслуженный артист РСФСР (1958). Снимался у В.Гардина, С.Юткевича, И.Савченко, Я.Протазанова, А.Роу, А.Разумного. Ещё один печальный пример, когда очень интересный и разноплановый артист с фактурной внешностью вяло и небрежно использовался советским кинематографом.

– ГЕНДЕЛЬШТЕЙН Альберт Александрович (1906-1981), советский режиссёр, сценарист. После окончания ГТК пришёл на студию Межрабпом-фильм. Был ассистентом у Вс.Пудовкина на фильме Конец Санкт-Петербурга. В рабочем Списке молодняка М.Алейникова отмечен первым как наиболее перспективный режиссёр. Поставил всего три игровые картины: Любовь и ненависть (1935), Поезд едет в Москву (1938), и Лермонтов (1943). Приказом Госкино переведён на студию научно-популярное кино, в котором снял много фильмов, отмеченных наградами международных кинофестивалей.

– Лермонтов (1943, Союздетфильм), фильм сложной судьбы. Начатый до войны, он заканчивался в эвакуации (Сталинабад), сменялись актёры, операторы, художники. Оставался постоянным только режиссёр – Альберт Гендельштейн. Сценарий к фильму написал К.Паустовский, главную роль Лермонтова исполнил А.Консовский. Фильм, похоже, не понравился руководству Госкино, но картину, странное дело, прокатывали за рубежом, где она пользовалась успехом.

– МАССАЛЬСКИЙ Павел Владимирович (1904-1979), советский артист театра (МХАТ), народный артист СССР (1963). Изредка снимался в кино с 1927 года. Самые известные его кино-работы: Кнейшиц (Цирк), польский король Сигизмунд (Иван Грозный). В фильме Лермонтов (режиссёр А.Гендельштейн, 1943г.) снимался в роли Мартынова, убийцы поэта.

– ...Машенька... - ШАТЕРНИКОВА Марианна Сергеевна (1934), советский киновед, кандидат искусствоведения (1966). Основной научный интерес – зарубежное кино. Ныне живёт в США.

– ЕФИМОВ Константин Николаевич (1910-19..?), художник кино. Работал, как художник по костюмам (Минин и Пожарский, Мечта, Адмирал Ушаков), так и художником-постановщиком - Лермонтов, Весна, Карнавальная ночь.

– Броненосец Потёмкин (1905-й год», Госкино, 1-я кинофабрика,1925), ист.-револ. эпопея. Сценарий – Н.Агаджанова-Шутко, режиссёр С.Эйзенштейн, сорежиссёр Г.Александров, оператор Э.Тссе, режиссёрская группа - А.Антонов (исполнитель роли Вакуленчука), М.Гоморов, А.Левшин, М.Штраух. Автор титров - поэт Николай Асеев. В 1958г. в Брюсселе по мнению критиков разных стран фильм был признан первым в числе 12 лучших фильмов всех времён и народов.

– Ленин в Польше, (1965, производство МОСФИЛЬМ - ТК СТУДИО, Польша). Сценарий - Е.Габрилович, режиссёр - С.Юткевич. В роли Ленина - Максим Штраух.

– МАРТОВ Жозеф Клементьевич (1900-1972), кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (969). С 1928 года работал на ЛЕНФИЛЬМе, снимал как оператор фильмы Чёрный парус, Златые горы, Встречный в содружестве с А.Гинцбургом и В.Рапопортом, Человек с ружьём. С 1938 года вместе с С.Юткевичем переходит на студию СОЮЗДЕТФИЛЬМ (позже - Студия им. М.Горького), где снял фильмы: Яков Свердлов, Случай в тайге, Евдокия, Мы вас любим.

– ЕФИМОВ Иван Семёнович (1878-1959), художник-анималист, декоратор, кукольник, народный художник РСФСР (1958). В 20-е годы вместе с женой, художницей Н.Симонович-Ефимовой, организовал кукольный театр для детей.

– ГОЛУБКИНА Анна Семёновна (1864-1927), русский скульптор, происходила из крестьянской семьи. Профессиональное образование получила в Школе живописи, ваяния и зодчества, в Академии художеств (Петербург), позже, приехав в Париж, брала уроки у О.Родена. Увлеклась революционным движением, участвовала в событиях 1905-го года, что отразилось в тематике её творчества тех лет, например, бюст Маркса. Однако общение с Роденом не прошло для неё даром, в поздних работах очень сильно ощущаются её импрессионистические пристрастия, сохранявшиеся в творчестве скульптора до конца её дней.


15

– БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894-1940), русский писатель. Автор книг Одесские рассказы, Конармия, замечательных рассказов и двух пьес, в частности, Закат. Как сценарист участвовал в создании таких немых фильмов, как Еврейское счастье, Соль, Беня Крик, Блуждающие звёзды, Джимми Хиггинс, Китайская мельница.

– ...Полянка... – улица Москвы, где и поныне стоит жилой дом для кинематографистов, в котором жил до последних дней и Юлий Райзман.

– В посёлке Болшево, неподалёку от Москвы, находился Дом творчества кинематографистов, где любили бывать и подолгу жить Ю.Райзман, С.Юткевич, Л.Утёсов и Аркадий Райкин. Любимое место отдыха и творческой работы многих известных кинематографистов.


16

– ФРИДМАН Юрий Александрович, крупный чиновник Московского отделения МУЖРАБПОМ, в компетенцию которого входили и вопросы кинопроката. Часто бывал за границей (в Германии), что, вероятно, и стало поводом для его ареста в конце 30-х годов. После реабилитации жил в Москве, занимался журналистикой.

– МЮНЦЕНБЕРГ Вилли (Вильгельм) – Председатель Международной организации МЕЖРАБПОМ (Международная рабочая помощь), созданной на Международном конгрессе в 1921-м году в Берлине как объединение возникших в ряде стран комитетов помощи населению Советской России, пострадавшему от голода. Встречался по этим вопросам в Москве с Лениным. Позже в Организации был создан кино-комитет, в задачу которого входила съёмка и пропаганда революционных событий в России. В Москве был образован московский филиал МЕЖРАБПОМА. После прихода Гитлера к власти (1933), Организация была упразднена на территории Германии, и её руководство перебралось в Париж. Сам Мюнценберг перед войной был убит при невыясненных до сих пор обстоятельствах.

– БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (1906-1982), генеральный секретарь КПСС (1966-1982).

– АНДРОПОВ Юрий Александрович (1914-1984), генеральный секретарь ЦК КПСС (1982-1984), сменивший на этом посту Л.Брежнева. В прошлом занимал должность главы КГБ.

– ЯХНИНА Евгения Осиповна (1892-?), детская писательница. В 20-х годах работала на межрабпомовской студии в должности секретаря М.Алейникова и переводчиком. Принимала активное участие в деятельности студии и, между прочим, была автором идеи экранизации романа Бергстада Праздник св.Йоргена. Родная сестра революционера, одного из лидеров меньшевизма, злейшего врага революционного марксизма (БСЭ, Т.26, стр.398), Л.Мартова (Юлия О.Цедербаума 1873-1923), она и свою дочь назвала в память о брате – Юлианой..

– ДАРЕВСКИЙ Захар Юльевич, кино-администратор, из неудачливых актёров. На межрабпомовской студии дослужился до солидной должности члена Правления студии, но тут случилась с ним какая-то история, кажется, нарушение финансовой дисциплины, и против него завели дело, которое, похоже, после долгих мытарств закрыли. Захар перешёл в студию на Потылихе, где перед самым арестом в 1937 году пребывал в должности директора творческого объединения, в котором, в частности, снимал свои фильмы Г.Александров. Человеческие качества оставляли желать лучшего, а главным недостатком его ветераны называли гордыню и зависть. На фильме Волга-Волга был арестован и расстрелян.

– МИЗИАНО Франческо (?-1936), Председатель Московского отделения Межрабпома, по совместительству председатель Правления межрабпомовской студии, но в дела студии глубоко не вникал, поручив эту работу своему заместителю в Правлении Б.Ф.Малкину.

– ГРАМШИ Антонио (1891-1937), основатель итальянской коммунистической партии, теоретик-марксист. В 1922-м году побывал в Москве, участвовал в работе Конгресса Коминтерна, на котором был избран членом Исполкома Коминтерна. В 1926-м году по приказу Муссолини был арестован и осуждён трибуналом к тюремному заключению на 20 лет.

– Красная бригада - таинственная экстремистская организация в Италии, заявившая о себе в середине 70-х годов. Организовав несколько уголовных дел и терактов, так же внезапно исчезла.

– МОРО Альдо – один из лидеров христианско-демократической партии в Италии. Член парламента. Был выкраден и позже, через неделю-другую, после переговоров с террористами, был найден убитым в заброшенной машине.


17

– МИХАЙЛОВСКИЙ Андрей Павлович (1905-1979), сценарист, редактор. Окончив в 1927г. институт экранного искусства (Ленинград), пришёл в кино в качестве актёра, снялся у А.Довженко в фильме Арсенал (1929) в роли националиста. Увлёкся сценарным делом, но работал в основном с соавторами: Златые горы 1931, Солдатский сын, 1933 (правда, его фамилии в титрах нет), Морской Ястреб 1941. В военные годы пересел в редакторское кресло, став начальником сценарного отдела ЦОКС (записано с его слов). После войны работал в системе Госкино.

– Златые горы (Счастливая улица, звуковой, 1931, Союзкино, Ленинград), сценарий - Андрей Павловский, В.Недоброво, С.Юткевич, Л.Арнштам, режиссёр С.Юткевич, оператор Ж.Мартов, художник Н.Суворов, комопозитор Дм.Шостакович. В ролях - Б.Пославский, Ив.Штраух,Б.Тенин, Н.Мичурин, Николай Шенгелая, Л.Кмит, С.Каюков, Б.Чирков (рабочие). О росте революционного сознания у рабочего, вчерашнего крестьянина, под влиянием забастовочного движения, из аннотации к фильму.

– РЖЕШЕВСКИЙ Александр Георгиевич (1903-1967) советский режиссёр, драматург. Учился в институте экранного искусства (Ленинград), снимался в эпизодических ролях, но увлёкся сочинением сценариев. Первый сценарий принёс на Межрабпом-Русь, и тот был сразу же поставлен (В город входить нельзя, 1927), хотя коллегия РЕПЕРТКОМА (председатель П.Бляхин) не давала согласия на его постановку. Фильм хотел ставить Вс.Пудовкин, но он был занят на фильме Живой труп, снимавшийся в Германии, и режиссёром картины стал Ю.Желябужский. Для Пудовкина будущий автор эмоциональных сценариев написал по теме М.Кольцова сценарий Очень хорошо живётся (Простой случай, 1930). Этот фильм назвали первой и серьёзной неудачей прославленного на весь мир режиссёра. Ржешевский был автором сценария Бежин луг, к съёмкам которого приступил С.Эйзенштейн, но этот проект был остановлен и закрыт. Ржешевский ушёл в драматургию, сочинил несколько пьес, но только одна из них, Олеко Дундич, написанная в соавторстве с М.Кацем увидела свет рампы, а позже - экранизирована Л.Луковым в 1958-м году.

– СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (1915-1979), советский писатель, поэт, драматург, сценарист. Лауреат Ленинской премии. После школы работал на межрабпомовской студии токарем на участке ремонта съёмочной техники. Окончил Литературный институт. Писал стихи, поэмы и пьесы, которые с успехом ставились ещё до войны. В годы войны, как журналист, побывал во многих горячих точках.

– Осип Брик служил в Литературном отделе студии Межрабпом-фильм и одно время возглавлял его. Приход в этот отдел молодого сценариста А.Ржешевского, да ещё принятого на высокую ставку (325 рублей, когда В.Шкловский получал только 100) он воспринимал с осторожностью, ему не нравился задиристый тон автора эмоциональных сценариев, его беспардонность в отношении таких почтенных сценаристов, как Олег Леонидов.


17a

– ЛИВАНОВ Борис Николаевич (1904-1972), артист и режиссёр МХАТ. Начинал свою кино-карьеру на студии Русь, в 1924 году снялся в двух фильмах: Морозко, Стальные журавли, позже снялся в межрабпомовских фильмах Вс.Пудовкина Дезертир (1933) и А.Столпера Четыре визита Самюэля Вульфа (1934).

– ВИШНЕВСКИЙ Всеволод Витальевич (1900-1951), советский драматург и писатель. Поговаривают, что родом из дворян, хотя в Литературной энциклопедии указывается, что отец его был землемером. Самые известные его пьесы Первая Конная и Оптимистическая трагедия. По его сценарию был поставлен фильм Мы из Кронштадта (1936, режиссёр Е.Дзиган). В поздних произведениях грешил созданием мифов о товарище Сталине. В истории советской литературы останется, прежде всего, как кровожадный Зоил, преследующий писателя М.Булгакова.


РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии - VI ( 17a - 24 )



Hosted by uCoz