Рейтинг@Mail.ru
КОММЕНТАРИИ - IV
КОММЕНТАРИИ - IV  

12

– ...на Житной... – На этой улице помещалось бывшее ателье А.Ханжонкова, ставшее после национализации в 1919-м году - 1-й государственной кинофабрикой.

– ЧЕРВЯКОВ Евгений Вениаминович (1899-1942), советский режиссёр, актёр, сценарист. Начинал свою работу в кино в группе В.Гардина в качестве актёра и ассистента, вместе с ним переехал в Ленинград, где они поставили фильм Поэт и царь (1927), в котором Червяков выступил как автор сценария, сорежиссёр и исполнитель роли Пушкина. Начав самостоятельную работу, обратился к экранизациям: Золотой клюв (1929) по роману А.Караваевой, Города и годы (1930) по роману К.Федина, Заключённые (1936) по пьесе Н.Погодина. Перед войной снял комедию Станица Дальняя (1938). Погиб на Ленинградском фронте.

– Медвежья свадьба (Последний Шемет, 1925, Межрабпом-Русь), режиссёр К.Эггерт, оператор П.Ермолов (пролог - Э.Тиссе), художник –В.Егоров, ассистент Юлий Райзман. В ролях6 К.Эггерт, Вера Малиновская, Н.Розенель, Ю.Завадский, Галина Кравченко, А.Гейрот и др.

– Коллежский регистратор (Станционный смотритель, 1925, Межрабпом-Русь), сценарий В.Туркина и Ф.Оцепа, режиссёры Ю.Желябужский (и оператор) и Иван Москвин (работа с актёрами), художник И.Степанов (по эскизам В.Симова), помощник режиссёра Л.Туманов. В ролях - И.Москвин, Вера Малиновская (первая роль в кино), Борис Тамарин и др.

– Надо полагать, что в ту пору он ещё назывался Петроградом.

–...сейчас он ветеран кино... – тайна этого загадочного персонажа в рассказе Н.Ли открылась нам позже. Речь шла об Андрее Михайловском, и о нём у нас ещё пойдёт разговор, ибо он вот-вот станет жителем ДВК.

– Чашка чая (Закрытые двери, Арестуйте меня, 1927, Совкино, Москва), комедия. Сценарий и постановка Н.Шпиковского, оператор Д.Фельдман. В ролях – И.Ильинский, Нина Ли, Татьяна Блюмен (первая жена И.Ильинского), Фёдор Курихин и др. Фильм не сохранился.

– ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович (1901-1987), актёр театр и кино, народный артист СССР (1949), Герой Соц. Труда (1974), трижды лауреат Сталинской премии и Ленинской премии (1980, за работы в театре и кино).

– ...он там рядом жил... - Пудовкин жил на Остоженском (ныне Гоголевском) бульваре в доме № 5.

– Чёрный парус (Шаланда Потёмкин, 1929, Совкино, Ленинград), сценарий - Б.Фельдман, Г.Зелонджев-Шипов, режиссёр С.Ююткевич, оператор Ж.Мартов, художник Евг.Еней. В ролях – П.Савин, Нина Шатерникова, Борис Пославский, А.Костричкин, Ита Нильсен и др. О борьбе комсомольцев за сдачу улова рыбы в кооперацию. Есть в фильме и мелодраматические ситуации.

– ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович (1904-1985), советский режиссёр, художник, теоретик кино, доктор искусствоведения, профессор (ВГИК). Народный артист СССР (1962), Герой Соц. Труда (1974). Профессии учился у Н.Фореггера, Вс.Мейерхольда и во Вхутемасе.. В кино с 1924г. Начинал он с экспериментальных фильмов, но уже фильм Встречный (совместно с Ф.Эрмлером) показывает, что режиссёр склоняется к так называемому репертуарному кинематографу, что и случилось в дальнейшем. Крепкий профессионал, он снимал добротные фильмы, среди которых для меня нет любимых. Работал так же и в театре. После смерти Сталина поставил на сцене пьесы Маяковского.
– НИЛЬСЕН Владимир Семёнович (1905-1938), советский оператор. Начинал свою деятельность в группе С.Эйзенштейна, потом самостоятельно начал работать с Г.Александровым (Весёлые ребята, Цирк), однако их содружество было не долгим, назревал конфликт, разрешение которого произошло в духе времени тех лет – арестом.

– СИМОНОВ Рубен Николаевич (1899-1968), советский театральный актёр и режиссёр. Один из создателей Вахтанговского театра, в котором до своей кончины был главным режиссёром. В 1934г. экранизировал пьесу Энтузиасты (Весенние дни, Мос-кино-комбинат, картина не сохранилась) , больше он фильмов не ставил, но как актёр появлялся на съёмочной площадке: Осман-паша в Адмирале Нахимове, Микоян в Падении Берлина, монах Карди в Оводе, озвучивал мультфильмы.

– УТЁСОВА Эдит Леонидовна (1916-1982), дочь Л.Утёсова, получила домашнее образование, владела несколькими языками и в совершенстве - французским. Начинала свою артистическую деятельность в школе-студии Р.Симонова, но драматическая сцена её не увлекла, стала певицей в оркестре отца, часто выступая с ним в дуэтах. Однако критика, чтобы досадить отцу, нещадно издевалась над молодой и красивой певицей, не желая замечать её несомненный талант и культуру вокала. Она создала свой ансамбль и продолжала выступать в сольных программах. Писала стихи и тексты для песен.

– ДЫХОВИЧНЫЙ Владимир Абрамович (1911-1963), драматург, поэт, автор эстрадных программ и сценок-скетчей для известных артистов эстрады. Часто работал в соавторстве. Автор текстов песен Одиссит-Мишка, Так-так-так говорит пулемётчик и др. Соавтор (с М.Слободским) весьма популярных в своё время пьес Факир на час, Женский монастырь и др.

– ...ареста Володи... - Владимир Нильсен был арестован на съёмках фильма Волга-Волга. На следствии ему было инкриминировано дело шпионов, дескать, он был завербован во время своего пребывания в Германии, где проходил стажировку как оператор.

– ЧАРДЫДНИН Пётр Иванович (1878-1934), режиссёр, сценарист, актёр, оператор русского кино. Принадлежит к числу пионеров отечественного кино, которым стал заниматься с 1907г. Революционные события в России заставили его эмигрировать, но в 1923г. вернулся и, обосновавшись в Одессе, продолжил кинематографическую деятельность, поставив более десяти картин. Но в 1929 году оставил режиссёрскую деятельность. Умер в Москве.

– БАРСКАЯ (Чардынина) Маргарита Александровна (1901-1937), режиссёр детского кино, сценарист, актриса. Известность получила благодаря своей картине Рваные башмаки (1933), одному из лучших детских фильмов отечественного кино, рассказывающему о жизни детей на Западе накануне прихода к власти фашизма. Последующая творческая жизнь сложилась не удачно: фильм Отец и сын не вышел на экраны. Скоропостижная смерть А.Макаренко, покровителя режиссёра, остановила работу над экранизацией его романа Педагогическая поэма.

– ...она покончила с собой... - Маргарита Барская выбросилась из окна .в минуту страшной депрессии и страха. Накануне этого трагического финала был арестован Карл Радек, тоже покровитель талантливого режиссёра и поклонник её женского очарования.


13

– РАЙЗМАН Юлий Яковлевич (1903-1995), советский режиссёр, сценарист, народный артист СССР (1964). Герой Соц.Труда (1973). Начинал ассистентом у Я.Протазанова и в своём самостоятельном творчестве продолжил эстетические принципы своего учителя. Полагаю, его имя останется в истории кино благодаря двум его фильмам - мелодраме Машенька и комедии Поезд идёт на Восток. Если о мелодраме писали доброжелательно, то комедия породила поток грязных, неубедительных статей, что, конечно, вызвало недоумение у зрителей, охотно смотревших этот фильм, единственную комедию в творчестве режиссёра. В этих двух картинах предельно проступили два качества, не характерных для палитры режиссёра - темперамент и страсть. В третий раз эти свойства проявились в фильме Коммунист, но, к сожалению, эффект был смазан риторикой общей идеи.

– Кулешовской команды - речь идёт о группе актёров, учившихся в Госкиношколе под руководством Л.Кулешова.

– КОМАРОВ Сергей Петрович (1891-1957), актёр (из верных кулешовцев) и режиссёр. В кино с1921 года. Замечательно сыграл в фитльме Кулешова По закону. Мастер гротескового рисунка роли. Как режиссёр ставил комедии (Поцелуй Мэри Пикфорд, Кукла с миллионами). После войны работал в качестве режиссёра на студии научно-популярных фильмов и продолжал сниматься как актёр. Последняя его роль – Профессор в фильме Тайна двух океанов (1957).

– ОБОЛЕНСКИЙ Леонид Леонидович (1902-1991), актёр, режиссёр, звукооператор. Учился в Первой госкиношколе у Л.Кулешова и снимался в первых фильмах учителя. Параллельно в качестве танцора подрабатывал в театрах. С 1925 года режиссёр Межрабпом-Руси (Кирпичики, Эх, яблочко…, Торговцы славой). Позже заинтересовался проблемой звука в кино, в Германии прошёл стажировку. Звукооператор таких фильмов, как Горизонт Л.Кулешова и Окраина Б.Барнета. Перед войной был арестован, после войны – повторный арест. Много снимался в последние годы жизни и удачно, получал почётные призы. Перед смертью получил два приятных подарка – звание Народного артиста РФ и документ о реабилитации.

– Дом на Трубной (Параша, 1927, Межрабпом-Русь), комедия. Авторы сценария – Б.Зорич, А.Мариенгоф, В,Шершеневич, В.Шкловский, Н.Эрдман, режиссёр – Б.Барнет, оператор – Е.Алексеев, художник С.Козловский. В ролях – Вера Марецкая, В.Фогель, Елена Тяпкина, С.Комаров, Анель Судакевич, Ада Войцик, Вл.Баталов, П. Бакшеев, Б.Барнет и др. Фильм обличает обывательщину и мещанство - из аннотации к фильму.

– МАРЕЦКАЯ Вера Петровна (1906-1978), советская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1949), Герой Соц.Труда (1976). В кино пришла, будучи студенткой 4-й студии МХТ, дебютировала у Я.Протазанова, о котором всегда говорила только хорошее. Снималась много, но её искромётный талант комедийной актрисы был мало востребован в кино, в основном ей доставались главные роли героинь с трагической судьбой. Впрочем, успех её в этих ролях определялся, прежде всего, большим талантом актрисы, способной играть буквально всё, любую роль. Любимая актриса Марка Донского, поэта женских судеб.

– ФОГЕЛЬ Владимир Петрович (1902-1929), советский актёр кино. Считается кулешовцем, хотя до его мастерской учился и работал в Театре Н.Фореггера. Снялся в 16 фильмах, большей частью, на межрабпомовской студии. Уникальный актёр, чья ранняя смерть – большая утрата для кинематографа.

– СУДАКЕВИЧ Анель Алексеевна (1906-1996), актриса немого кино. Как-то в нашей беседе она призналась, что кинематограф, пусть и яркий, но случайный эпизод в её жизни, где по существу эксплуатировали её необычную внешность. Появляясь на юбилейных встречах, как актриса кино, она избегала выступлений. В середине 30-х годов она ушла сначала в театр, потом в цирк, где работала художником по костюмам. Кстати, она автор костюма для клоуна Олега Попова. Сын её, Борис Мессерер, ныне известный театральный художник.

– КУШНЕРОВИЧ Марк, киновед, автор книги - Жизнь и фильмы Бориса Барнета, Искусство, М., 1977г.

– НЕКРАСОВ Виктор Платонович (1911-1987), русский писатель, фронтовик. Собственно, война сделала Некрасова писателем, ибо до войны он окончил архитектурный институт, занимался в театральной студии. Вышедшая после войны его повесть В окопах Сталинграда (1946, Сталинская премия 1947), сделала автора знаменитым. Следующий повесть В родном городе стал основой фильма В.Венгерова Город зажигает огни.(1958). Писатель работал и в документальном кино. В 70-е годы был вынужден эмигрировать. Умер во Франции.


14

– СТЭН Анна, актриса советского немого кино, снималась в фильмах: Девушка с коробкой, (Б.Барнет), Земля в плену, (Ф.Оцеп), Провокатор, (В.Турин), Белый орёл, (Я.Протазанов), Мой сын и Золотой клюв (Е.Червяков), Торговцы славой (Л.Оболенский). В конце 20-х годов уехала за границу.

– ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Ольга Ивановна (1881/1884-1971), актриса, режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Её, студентку студии МХТ и провинциальную актрису, привёл в кино Вл.Гардин, ей симпатизировавший. Сначала она снималась (вместе с Вл.Гардиным), потом стала режиссёром. В советское время поставила известные фильмы Бабы рязанские и Тихий Дон (совместно с И.Правовым). Стоит припомнить и фильм Степан Разин (1938), масштабная для своего времени постановка о волжском атамане и мятежнике.

– АДЕЛЬГЕЙМ братья, знаменитые трагики, игравшие в основном в провинции. Роберт (1860-1934) и Рафаил (1861-1938) Львовичи, народные артисты РФ. Главная заслуга артистов – приобщение зрителя к произведениям мировой классики (Шекспир, Шиллер, греческие трагедии).

– Я всё в Госфильмофонд отдала… – Много позже, я поинтересовался этим фондом Н.Ли, но, к сожалению, ничего обнаружить не удалось.

– Речь идёт о так называемых фильмах без плёнки. Действительно, плёнки в пору общей разрухи в кинопроизводстве не хватало на профессиональное кино, и студенты, будущие киноактёры, были вынуждены репетировать сцены, которые, в лучшем случае, снимались на фото.

– БРИКИ: речь идёт об Осипе Максимовиче Брике (1888-1945) и Лили Юрьевне (1891 -1978), его жене. Принято считать, что третьим членом этой семьи на правах близкого друга являлся В.Маяковский (1893-1930),одно время они вели общее хозяйство.

– ...Фиалка... – дочь Давида Штеренберга - Виолетта, жена замечательного художника-графика, акварелиста Валерия Алфиевского.

– ЗОН Борис Вульфович (1898-1966), актёр, режиссёр, педагог. Воспитал большую группу актёров, среди которых нужно в первую очередь назвать Павла Кадочникова, выдающегося киноактёра.

– ...Вишняка, Чекулаеву... Шишко... - студенты актёрской группы Госкиношколы.

– АЛЕЙНИКОВ Моисей Никифорович (1885-1964), один из организаторов Художественного коллектива Ателье Русь. В последующем Председатель Правления МЕЖРАБПОМ-РУСЬ. После перехода акций к МЕЖРАБПОМУ, он был отстранён от дел, а спустя год постановлением Правительства лишён гражданских прав, позже арестован и посажен в Лубянскую тюрьму. Будучи под арестом, работал консультантом на киностудии, будущей МОСФИЛЬМ. После освобождения занимался киноведческой работой, писал в соавторстве с Е.Яхниной исторические романы и повести. Оставил интереснейшие, но ещё полностью не напечатанные мемуары.

– ЖЕЛЯБУЖСКИЙ Юрий Андреевич (1888-1955), оператор, режиссёр, сын актрисы МХТ Марии Андреевой, гражданской жены А.М.Горького. Профессор ВГИКа. Один из центральных персонажей в истории студии РУСЬ - МЕЖРАБПОМ-РУСЬ – МЕЖРАБПОМ-ФИЛЬМ. Лучшая операторская работа – фильм Поликушка. Как режиссёр снял фильмы Морозко, Папиросница из Моссельпрома, Коллежский регистратор, В город входить нельзя, Дина Дза-дзу, Просперити.

– САНИН (Шенберг) Александр Акимович (1869-1956), театральный режиссёр. В 1918 году, уйдя из театра, заинтересовался кинематографом. На студии РУСЬ поставил несколько картин (Девьи горы, Поликушка, Сорока-воровка) без сомнения поднявшие её авторитет, прежде всего в сознании общественности тех лет и успешно повлияли на последующую судьбу студии, в особенности на её союз с МЕЖРАБПОМОМ.

– ...организация Руси... - Съёмочный павильон РУСИ размещался в ту пору в Самарском проезде.

– В дни борьбы (Борьба за мир), агитфильм, 3части, производства Госкиношколы и ВФКО, 1920г. Сценарист и режиссёр Иван Перестиани. Рассказ о борьбе украинских крестьян с белополяками. Фильм не сохранился. Н.Шатерникова исполняла роль дочери кузнеца (А.Горчилин).


РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии V ( 14 - 17а )



Hosted by uCoz