Рейтинг@Mail.ru
КОММЕНТАРИИ - III
КОММЕНТАРИИ - III  



– Камерный театр был основан в 1914 году группой артистов во главе с А.Я.Таировым и Алисой Коонен. Довольно скоро он стал приметным явлением в театральной жизни Москвы, с разнообразным репертуаром, где рядом с греческой трагедией на сцене шли и оперетты. Нашлось место и пьесе М.Булгакова Багровый остров. Между Мейерхольдом и Таировым происходили постоянные трения, но если Александр Яковлевич был более дипломатичен, то Всеволод Эмильевич в своём гневе и яром неприятии театра Таирова был беспощаден и называл руководителя Камерного театра не иначе как мармеладчик. Театр Мейерхольда закрыли в 1938 году, а самого режиссёра расстреляли, а Камерный театр расформирован в 1950 году, и Таиров вскоре умер.

– ...Киршоны... Афиногеновы... Ромашовы... – речь идёт о наиболее репертуарных драматургах того времени: КИРШОН Владимир Михайлович (1902-1838), кроме сочинений пьес, активно занимался общественной работой, входил в руководство печальной памяти РАПП (Российская организация пролетарских писателей). Он считал, что драматургом его сделало время, но, к сожалению, это время он оценивал достаточно поверхностно и по этой причине его драматургия так и досталась нам от того времени, только как документ, но не как художественное наследие. То же самое можно сказать и о творчествве Александра АФИНОГЕНОВА (1904-1941), хотя как драматург он был более разнообразен и эмоционален. Однако, оба драматурга, трибуны пролетарской культуры, в 1937 году подверглись остракизму, но если В.Киршона расстреляли, то Афиногенова помиловали, восстановили в партии и в правах. Он успел написать чудесную пьесу Машенька и погиб в июле 1941 года в Москве от бомбёжки немецкой авиации. С РОМАШОВЫМ Борисом Сергеевичем (1895-1958) оратор погорячился. Этот драматург принадлежал к другому крылу идейной борьбы за пролетарское искусство, он не был противником старого искусства и оставался верным сторонником традиций русского театра до конца своих дней.

– ...товар в жанре революционной мелодрамы... – А.Луначарский серьёзно считал, что мелодрама обязана стать профилирующим жанром в театральной политике советских театров, только она способна завлечь пролетарского зрителя в залы. Ссылался на бешеный успех пьесы Коварство и любовь Шиллера. Чтобы не быть голословным, драматург Луначарский, отложив в сторону писание философских пьес, переключился на сочинение мелодрам. И его образчики, такие, как Медвежья свадьба, Яд, Лохмотья и бархат, пользовались успехом, эти пьесы ставились даже в Малом театре, однако основатели Художественного театра, тоже нуждавшиеся в покровительстве наркома просвещения, его пьесы на свою сцену не допустили.

– Бешеные деньги, пьеса А.Н.Островского. Первая постановка в Малом театре 9 октября 1870 прошла с большим успехом. Опубликованной в журнале Отечественные записки, вызвала резкую критику: ...она производит отталкивающее впечатление, писали одни, ...слабее (её драматург) ещё ничего не написал... ниже всякой посредственности, писали другие. Однако пьеса на театре имела большой и долгий успех.

– Сухаревский рынок – колоритная достопримечательность старой Москвы, располагался у подножия знаменитой Сухаревской башни, с которой и исчез с карты Москвы во время реконструкции столицы в начале 30-х годов.

– Рафаэль - последняя итоговая пьеса драматурга А.Сумбатова (Южина). Работал он над ней долго, более двадцати лет. Относительно актуальности её он пребывал в сомнениях: ...пьеса, по-моему, вряд ли подойдёт нам, да и вообще я пишу её, не думая о представлении. Закончил он её в день смерти, поставил последнюю точку, написал слово конец и умер. Это произошло в Ницце. Насколько мне известно, эта пьеса так и не увидела света рампы до сего дня, хотя и напечатана в сборнике пьес Южина.

– ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна (1876-1962), балерина, педагог, народная артистка РФ. С 1894 по 1896 и с 1998 по 1935 гг. в труппе Большого театра. Не увлекайтесь виртуозными техническими трюками, говорила она молодым балеринам, в ущерб раскрытию содержания или идеи балетного спектакля. Вкладывайте простые, искренние чувства в ваши танцевальные образы...

– СТУЧКА Пётр Иванович (1865-1932), после Октябрьского переворота – народный комиссар юстиции РСФСР, им были подготовлены тексты декретов Об уничтожении сословий и гражданских чинов, о народном суде, о создании революционных трибуналов. С 1923 года председатель Верховного суда РСФСР.


10

– РОУ Александр Артурович (1906-1973), режиссёр, посвятивший своё творчество сказочному жанру, в чём немало преуспел, народный артист РФ (1968). В кино с 1930г. Ассистентскую школу прошёл на фильмах Я.Протазанова, который в одном из писем пишет - очень много и как слон работает Саша Роу... Успешно дебютировал в самостоятельной работе сказкой - По щучьему велению, а всего их поставлено им одиннадцать! Его лучшим кино-сказкам свойствен и лиризм, и юмор, и лукавство и романтические настроения, и верное понимание своей аудитории, прежде всего детских зрителей. Его сказки не расторжимы с фольклором, откуда режиссёр брал сюжеты для своих фильмов.

– ВЕРТОВ Дзига (Кауфман Денис Аркадьевич) (1896-1954), советский режиссёр документального кино, теоретик кино. Был одержим поисками новых средств художественной выразительности в документальном кино, созвучных с
революционными настроениями времени. На этом пути у него были и победы и поражения. В 1937 году снял фильм Серго Орджоникидзе с музыкой И.Дунаевского, посвящённый памяти наркома тяж-маш. Картина любопытна тем, что, возможно, впервые в мировом кино был применён и мастерски клиповый монтаж, востребованный только в наше время.

– Три песни о Ленине (1934, Межрабпом-фильм), полнометражный документальный фильм-поэма, названный в газете Правда - песней всей страны, и воспевающий народную любовь к Ленину. Режиссёр Дзига Вертов. В Энциклопедическом Кино-словаре (1986) говорится, что в 1934г. фильм получил «пр.» (премия, приз?) на международном кинофестивале в Венеции, однако в серьёзной книге-справочнике С.Кудрявцева ВСЁ О КИНО никаких упоминаний о фильме-поэме Д.Вертова в перечне награждённых за период 1934-1940 на фестивале в Венеции нет. Главный приз за 1934 год на фестивале получил документальный фильм Роберта Флаэрти Человек из Арана.

– ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович (1881-1945), режиссёр русского и советского кино, сценарист, заслуженный деятель искусств РФ (1935).Из купеческой семьи. В кино пришёл (1907) в качестве переводчика, но скоро выдвинулся в сценаристы, а потом и в постановщики. До революции поставил большое количество фильмов, среди которых есть и шедевры. Как правило, это экранизации русской классики – Пушкина, Толстого, Достоевского, Леонида Андреева. Не приняв революции, оказался в эмиграции, где, как режиссёр, был востребован, но вернулся в 1923 году в Россию. На студии Межрабпом-Русь, (позже Межрабпом-фильм), снял лучшие свои картины – комедии (Закойщик из Торжка, Процесс о трёх миллионах, Дон Диего и Пелагея, Праздник св. Йоргена и памфлет Марионетки), а также экранизации (Человек из ресторана, Сорок первый, Белый орёл, Бесприданница).

– ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (1893-1953), кинорежиссёр, сценарист, актёр, теоретик кино. На студии Межрабпом-Русь подряд поставил три фильма на революционную тему, которые сделали имя режиссёра всемирно знаменитым. Классик советского кино.

– ПИСКАТОР Эрвин (-1965), немецкий театральный режиссёр, создатель Рабочего театра в Берлине. В СССР снял фильм Восстание рыбаков (1934, Межрабпом-фильм) по роману немецкой писательницы Анны Зегерс. Больше в кинематограф не возвращался, сохраняя верность театру.

– ШАГАЛОВА Людмила Александровна (1923), актриса советского кино, народная артистка РФ (1977), лауреат Сталинской премии (1949). Сниматься начала ещё школьницей в картине Я.Протазанова Семиклассники.Сыграла в кино свыше 50 ролей. Актриса исключительного таланта и обаяния. На неё нужно было писать сценарии, причём, в разных жанрах и с главными ролями, но этого, увы, не случилось.

– Бежин луг - не законченный фильм (по сценарию А.Ржешевского, переработка И.Бабеля и С.Эйзенштейна). Сергей Эйзенштейн снимал и переснимал его по требованию руководства Госкино два года, пока, в конце концов, не поступил приказ остановить съёмки, а негатив уничтожить, что и было сделано незамедлительно. Трагическая страница в жизни и творчестве великого кинорежиссёра и позорная страница в истории отечественного кино.


11

– ОРЛОВА Вера Георгиевна (1894-1977), актриса театра и кино. Училась в школе МХТ, позже, с 1924г. в труппе МХАТ-Второго. В кино с 1915г. Снималась в картинах Я.Протазанова (Пиковая дама, Отец Сергий, Аэлита). Последняя её роль в кино – фильм-новелла из Кино-сборника № 10 Бесценная голова, Б.Барнета.

– Отец Сергий - (Князь Касатский, 1917-1918, Товарищество И.Ермольев, Москва, выпуск на экран 14 мая1918). Режиссёр Я.Протазанов, сценарий А.Волкова (друга Протазанова по Коммерческому Училищу), операторы Ф.Бургасов, Н.Рудаков, художники В.Баллюзек, А.Лошаков и Н.Воробьёв (костюмы). В ролях – И.Мозжухин, Н.Лисенко, В.Орлова, И.Таланов, П.Бакшеев и др. Через десять лет, к столетию Л.Толстого, фильм был вновь выпущен в советский прокат.

– БАКШЕЕВ (Баринов) Пётр Алексеевич (1886-1929), артист театра и кино, в труппе МХТ с 1911 по 1924.Уйдя из театра, снимался только на межрабпомовской студии (всего восемь картин), но почему-то ни с одним режиссёром не работал дважды. Кончил жизнь самоубийством.

– ГИНЗБУРГ Семён Сергеевич (1907-1974), советский киновед, доктор искусствоведения (1964). Автор первых работ по теории и истории мультипликационного кино, а также больших работ по истории русского и советского кино.

– ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893-1984), писатель, сценарист, литературовед, мемуарист. Работал в Литературном (сценарном) отделе Межрабпом-Руси. Автор сценариев фильмов По закону, Третья Мещанская и Ухабы, которые существенно повлияли на развитие сценарного дела в отечественной кинематографии. 20-е годы были плодотворными для Шкловского-сценариста, хотя основные его интересы были связаны с литературой и литературоведением.

– КАПЛЕР Алексей Яковлевич (1904-1979), советский сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств (1969). Начинал работу в кино в качестве актёра, ассистента режиссёра, как режиссёр поставил несколько культурфильмов. С 1928 года занялся сценарным делом. Заметной работой стал фильм по его сценарию Три товарища (1935, режиссёр С.Тимошенко). После фильмов о Ленине, поставленных М.Роммом, сценарист стал знаменитым, даже орденоносцем. В войну по его сценариям были поставлены фильмы Котовский и Она защищает Родину, а потом он был арестован и упрятан в лагерь. Когда его выпустили и реабилитировали, вернулся к любимому делу, в основном писал сценарии-экранизации. Оригинальные сценарии его, как и поставленные по ним фильмы, событиями не стали. Только к концу жизни он обрёл свою тему и написал несколько замечательных сценариев, но они пока не поставлены. Например, сценарий о А.Вертинском.

– ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинарьевич (1906-1985), советский режиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1948), лауреат Сталинских и Государственных премий, академик АПН СССР (1978). Начинал как актёр в группе ФЭКСов (руководители Г.Козинцев и Л.Трауберг). Перейдя в режиссуру, не сразу определился в своей теме, снимал комедии, которые успеха не имели. Успех пришёл к нему после фильма Семеро смелых (1936) и закрепился фильмом Комсомольск (1938). Современная тематика станет отныне доминирующей в его многолетнем творчестве. После войны он создаёт величественный фильм о молодогвардейцах Краснодона, по роману А.Фадеева. Велика была популярность этого фильма, но последующие работы показали, что режиссёр находится в кризисе, не чувствует время. И только экранизация романа Тихий Дон вновь вернула режиссёру любовь и признание зрителей. Это был последний огромный успех режиссёра, повторить который он уже не сможет.

– АНДРОНИКОВ (Андроникашвили) Ираклий Луарсабович (1908- 1990), литературовед, специализировавшийся на творчестве М.Лермонтова, музыковед. Выступал на эстраде со своими устными рассказами, народный артист СССР.


12

– Хвеська, больничный сторож, (1923, Русь). Сценарий – Ф.Шипулинский, режиссёр – А.Ивановский, оператор – А.Левицкий. Экранизация рассказа В.Дмитриевой, поставлен (предположительно) к Неделе просвещения. Фильм не сохранился.

– ПЕРЕСТИАНИ Иван Николаевич (1870-1959), актёр и режиссёр русского и грузинского кино, сценарист, народный артист Грузинской ССР (1949). В кино с 1916 года. До революции успел сняться в 20 фильмах в главных ролях. Один из создателей грузинской кинематографии. Перейдя в режиссуру, снял фильм Красные дьяволята (1923), имевший огромную популярность у зрителей даже спустя тридцать пять лет, когда в конце 50-х годов этот немой фильм снова вышел на экраны.

– ИВАНОВСКИЙ Александр Викторович (1881-1968), советский режиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РФ (1936). Начинал как режиссёр оперного театра, но ушёл в кино. Был ассистентом у Я.Протазанова. Самостоятельную работу начал с экранизаций Лескова, Тургенева, увлёкшись историко-революционной темой поставил фильмы Дворец и крепость (1924), Степан Халтурин (1925), Декабристы (1927). И снова экранизации классики – Иудушка Головлёв (1934), Дубровский (1936). Позже снимал комедии, пользовавшиеся большой и долгой популярностью у зрителя – Музыкальная история (1940), Антон Иванович сердится (1941), Укротительница тигров (1956).

– ...3-я кинофабрика... – Так стала называться студия И.Ермольева, размещавшаяся возле Киевского вокзала.

– По закону (Трое, 1926, Совкино, 1-я кинофабрика), фильм Льва Кулешова по рассказу Дж.Лондона. Сценарий В.Шкловского, оператор К.Кузнецов. В ролях занята группа Кулешова: А.Хохлова, В.Фогель, С.Комаров, П.Галаджев, П.Подобед.

– Господа Скотинины (1926, СОВКИНО, 1-я фабрика), первый фильм Григория Рошаля, снят по мотивам комедии Д.Фонвизина, редактор фильма А.Луначарский. Н.Шатерникова исполняла роль Софьи, а роль госпожи Простаковой сыграла Варвара Массалитинова.

– ...я первую картину делала у Гардина... - речь идёт о фильме Стальные журавли, (Четыре и пять, 1924, МЕЖРАБПОМ-РУСЬ.), сценарий Г.Гребнера, режиссёр В.Гардин. В ролях: Б.Ливанов, Н.Ли, К.Эггерт, Е.Ильющенко и др. Одна из первых советских картин, где поднимается тема борьбы со шпионами.

– Книга воспоминаний Н.Розенель-Луначарской – Память сердца, Искусство, М., 1962г.

– ...на роль Юльки... - Н.Розенель-Луначарская в своей книге объясняет свой отказ от роли Юльки тем, что сценаристы (А.Луначарский и Г.Гребнер) сильно изменили этот характер. Из алчной, жаждущей власти и богатства, Юлька превратилась в милого шаловливого ребёнка, инженю-комик.


РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии IV ( 12 - 14 )



Hosted by uCoz