Рейтинг@Mail.ru
КОММЕНТАРИИ - II
КОММЕНТАРИИ - II  

4

– БАРСОВА Валерия Владимировна (1892 -1967), певица с прекрасной школой (лирико-колоратурное сопрано), солистка Большого театра, профессор консерватории, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии (1941). С большим успехом выступала в партиях, как русского, так и мирового репертуара.

– ...как чудно Бог соткал его... - слова из последней арии Марфы в опере Царская невеста Н.Римского-Корсакова.


5

– НИКФИ - научно-исследовательский кино-фото-институт, основная научная программа которого была сконцентрирована над проблемами развития и совершенствования техники и технологии профессионального кинематографа. Организован в 1929г. в Москве в системе Госкино.

– БОЛТЯНСКИЙ Андрей Григорьевич, оператор комбинированных съёмок. Работал на фильмах Г.Александрова Волга-Волга, Светлый путь. Как оператор-постановщик снял фильм Белый пудель (1956). Параллельно увлёкся экспериментальной работой в стереокино, позже возглавил в НИКФИ лабораторию стереокино. Приёмный сын Г.Болтянского, историка кино.

– ИВАНОВ Семён Павлович (1900-1972), инженер, изобретатель советской системы безочкового стереоскопического кинематографа (Сталинская премия, 1941).

– Робинзон Крузо (1947, Стереокино и Тбилисская киностудия), фильм, снятый по мотивам романа Д.Дэфо. Сценаристы Ф.Кнорре, С.Ермолинский и А.Андриевский, он же постановщик фильма. Первый опыт создания полнометражного игрового стереофильма для проекции на растровый (безочковый) экран системы инженера С.Иванова.

– ЛЮБИМОВ Юрий Петрович (1917), советский актёр театра и кино. Создатель своего театра На Таганке. Режиссёр с мировым именем.

– КАДОЧНИКОВ Павел Петрович (1915-1988), советский артист кино, режиссёр, народный артист СССР (1979), Герой Соц. Труда (1985). Актёр, заслуженно пользовавшийся огромной популярностью в 40-е и 50-е годы.

– ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор) Владимирович (1885-1922), поэт, теоретик футуризма. В.Маяковский, говоря о поэте, считал его стихи образцом инженерной, изобретательной поэзии, понятной только семерым товарищам-футуристам. Тем не менее, влияние поэзии и поэтики Хлебникова на крупных поэтов ХХ-го века несомненно, в чём они сами признавались.


6

– Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков (1924, Госкино – 1-я и 3-я фабрики), фильм-комедия по сценарию поэта Николая Асеева. Режиссёр Л.Кулешов. В этой по существу экспериментальной картине снимались все ученики группы Л.Кулешова: В.Пудовкин, Б.Барнет, А.Хохлова, С.Комаров, Л.Оболенский, П.Галаджев и другие.

– ХОХЛОВА Александра Сергеевна (1897-1985), советская актриса кино, режиссёр, педагог. Заслуженная артистка РФ (1935). В кино с 1916 года, снималась в эпизодах. Актриса острого рисунка и диапазона: от экстравагантности до тончайшего лиризма. Её талант впечатляюще раскрыт в фильмах Л.Кулешова, женой которого она стала, разведясь с артистом К.Хохловым. Однако М.Алейников, директор МРП-Руси не хотел, чтобы Кулешов снимал Хохлову, и она стала осваивать профессию режиссёра.

– Великий утешитель (1933, Межрабпом-фильм), фильм Л.Кулешова по рассказам О.Генри и фактам из биографии американского писателя. Оператор К.Кузнецов, художником фильма был сам режиссёр, звукооператором Л.Оболенский. Роль писателя сыграл первый муж А.Хохловой – К.Хохлов.

– ...великого Льва... - КУЛЕШОВ Лев Владимирович (1899-1970), советский режиссёр, художник, теоретик кино. Народный артист РФ (1968), д-р искусствоведения. Начинал на студии А.Ханжонкова и, в качестве художника, оформлял картины Ф.Бауэра, у которого и обучался секретам кино. Как режиссёр дебютировал приключенческим фильмом Проект инженера Прайта (1917-18, акционерное общ-во А.Ханжонков» Москва). Руководил документальными съёмками на фронтах Гражданской войны. В 1919г. им была организована мастерская в Госкиношколе, получившая в дальнейшем название Кулешовская школа. К этому времени и появляется у режиссёра-педагога теория актёра-натурщика, этакой пластической куклы, способной выполнить любое задание режиссёра, но лишённой своего отношения к роли и её видения. Впрочем, в фильме По закону (1925), в котором снималась кулешовская команда, от этой теории мало что осталось: на экране существуют образы, созданные по законам театра перевоплощения. В кадре уже не куклы и не гимнасты, но актёры, создающие своим талантом впечатляющие образы и характеры...

– ЮОН Константин Фёдорович (1875-1858), художник-живописец, сценограф, народный художник СССР, академик.

– ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович (1832-1892), собиратель и основатель художественной галереи картин русских художников, носящей и сегодня его имя. Почётный гражданин Москвы.


7

– КОМАРОВ Сергей Васильевич (1905-1999?), советский киновед, профессор (ВГИК). Автор работ по вопросам теории и истории зарубежного кино. В 1937 году на Международной выставке в Париже получил главный приз за организацию первой научной фильмотеки.

– ЛЕБЕДЕВ Алексей Алексеевич (1905-198?), советский оператор и режиссёр документального кино. В кино с 1925г. В годы Великой Отечественной войны – фронтовой оператор, снимал Парад Победы (1945). Был организатором группы подводных съёмок на ЦСДФ и как режиссёр создал несколько фильмов, где были использованы подводные съёмки.

– ЛЕБЕДЕВ Николай Алексеевич (1897-1978), советский киновед, заслуженный деятель искусств РФ (1969), профессор (ВГИК). Организатор и редактор журнала Пролеткино, один из активных деятелей Ассоциации революционной кинематографии (АРК). Под его руководством была создана учебная программа История кино СССР. Основатель киноведческого факультета во ВГИКе.

– ВОЛОДКО Ирина (1908-1989), актриса советского кино. В кино работала с 1925 по 1944 гг. (студия Севзапкино, в последствии Ленфильм), сыграв роли в 16 фильмах. Самая известная роль – Натали Пушкина (Поэт и царь, 1927). Позже работала художником в Художественном фонде Москвы.

– АДЕЛЬГЕЙМ Тамара Фёдоровна /Фридриховна/ (1904-1979), актриса советского кино и театра. Племянница знаменитых артистов-трагиков Роберта и Рафаила Адельгеймов. Первым её фильмом, где она появилась в эпизоде, стала Аэлита (1924), а последним – Золотой ключик (1939), где она сыграла центральную роль Мальвины. За этот недолгий период она сыграла в 12 фильмах. В войну перешла на эстраду. Жена критика Х.Херсонского.

– ТЯПКИНА Елена (1900-1984), советская актриса театра и кино. Начинала свою актёрскую деятельность в Театре им.Вс.Мейерхольда (1923-1927), в кино с 1926г. Острохарактерная актриса с волевым началом, этакая бой-баба. Но по-настоящему серьёзна она только в фильме Радуга М.Донского (1944), в это время она получила повестку о гибели на фронте единственного сына. Роль многодетной матери Федосьи позволила актрисе сыграть на экране высокую трагедию, и таких ролей у Тяпкиной больше не будет.

– БАРЫШЕВА Татьяна Семёновна (1896-1979), актриса советского кино. Снималась с 1924г. очень много и на разных студиях: у Г.Рошаля, И.Пырьева, А.Роу, Н.Экка, А.Медведкина, Б.Барнета, К.Юдина, М.Ромма, И.Хейфица, Э.Климова (Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён, 1964).

– ГАРДИН Владимир Ростиславович (1877-1965), актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, народный артист СССР (947). Придя из театра в кино (1913), быстро выдвинулся в ряд ведущих режиссёров русского кино. После революции был организатором и руководителем Первой Госкиношколы. В конце 20-х годов оставил режиссуру и полностью перешёл на актёрскую работу, сыграв в кино впечатляющую галерею образов, как в экранизациях русской классики, так и в постановках на современную тему (Иудушка Головлёв, Встречный Пётр Первый, Антон Иванович сердится и др.).

– Крест и маузер (1925, Госкино, 1-я кино-фабрика), пропагандистский фильм, разоблачающий происки католических священников. Сценарий написал Лев Никулин, поставил фильм В.Гардин.

– Особняк Голубиных (1924, Межрабпом-Русь), первый фильм сценариста Натана Зархи представлял собой смесь игрового кино с элементами культурфильма и политической мультипликацией (художник Ю.Меркулов). Режиссёр В.Гардин

– ШТЕРЕНБЕРГ Абрам Петрович (?-1978), художник-фотограф, классик отечественной художественной и документальной фотографии.

– ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович (1881-1948), художник-живописец, яркий представитель авангардистского течения в отечественной живописи 20-х годов. Классик, чьи картины находятся сегодня во многих музеях России и Зарубежья.

– ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933), государственный деятель, первый нарком просвещения при советской власти, искусствовед, академик АН СССР. Не смотря на большую занятость государственными делами, находил время, чтобы отслеживать ситуацию и процессы, происходящие в советском кино. Не стоит забывать, что документ о национализации частных кинокомпаний, не только остановил кинопроизводство, но по существу развалил хорошо отлаженный механизм дореволюционного кинопроизводства, и этот документ был подписан В.Лениным и А.Луначарским.

– ...как соавтор С... - На самом деле это утверждение никак не соответствовало действительности. Никаким соавтором готовящейся книги об истории студии Русь-Межрабпом-Русь - Межрабпом-фильм - Союздетфильм (полная родословная нынешней Студии им. Горького) я не был, и не желал того, хотя мой товарищ, при знакомстве с очередным ветераном кино, выставлял меня именно в качестве соавтора. Я воспринимал этот почётный титул как условие, но отнюдь не как суть.

– ВОЛЬФ Борис Григорьевич (1896-1994), из семьи крупного присяжного поверенного, известного московского адвоката, старейший кинематографист России, начинал свою деятельность в кино, как совладелец и управляющий Торгового дома Р.М.Хапсаева, фирмы, занявшейся прокатом фильмов. Довольно скоро познакомился с А.Дранковым, которого, как он уверяет, взял в своё дело консультантом. После революции хотел уехать с роднёй за границу, но в последнюю минуту отказался. Остался в любимой Москве. Этот человек много знал и мог многое прояснить в истории рождения и становления русского кинематографа, но, как он шутил, его никто не беспокоил по этому вопросу.

– ДРАНКОВ Александр Осипович (1886- 1949), русский кино-предприниматель. К сожалению, именно о нём, о его деятельности, сохранилось очень мало достоверных свидетельств и документов, которым можно доверять. В двух КИНО-СЛОВАРЯХ, выпущенных в нашей стране в разное время, места для его персоны не нашлось. А между тем, именно ему мы обязаны первыми съёмками Льва Толстого. Ему принадлежит почётная роль одного из создателей первого русского игрового фильма. Летучий Голландец русского кино, как назвал его однажды Б.Вольф, после революции эмигрировал, потом оказался в Америке, где и умер.

– СЕМЁНОВА Людмила Николаевна (1899-1990), советская актриса театра и кино. Снималась в фильмах: Чёртово колесо, Третья Мещанская, С.В.Д., Обломок империи, Шахтёры, Новый Вавилон, Человек №217, В шесть часов вечера после войны, Старинный водевиль, Молодая гвардия, Каток и скрипка и других, то есть – от ФЭКСов до А.Тарковского.

– Третья Мещанская (Любовь втроём, 1927, Совкино, Москва ), сценарий В.Шкловского и А.Роома, режиссёр Абрам Роом, оператор Г.Гибер, художник и ассистент режиссёра С.Юткевич. В ролях - Л.Семёнова, В.Фогель, Н.Баталов.


8

– МЕЖРАБПОМ-ФИЛЬМ - восьмилетний этап в творческой жизни коллектива студии. Немецкий партнёр (Межрабпом) выкупил акции Руси, и стал полноценным хозяином бывшей корпорации. Поменялось начальство, вместе с представителями Межрабпома к руководству студии пришли и партийные функционеры. Алейников был вынужден покинуть пост директора и уйти из студии вместе с акционерами Коллектива Русь, не занятыми в работе студии.

– ВХУТЕМАС - Высшие государственные художественно-технические мастерские, основаны в Москве (1918) на базе Московского Училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.

– ГРИНБЕРГ Александр Данилович (1885-1979), художник-фотограф, оператор. Он действительно с 1918-го по 24-й год был в Одессе, работал на разных студиях, их в городе скопилось предостаточно, начиная со студии Дм.Харитонова, отстроившего в Одессе свой павильон. Снял два фильма с П.Чардыниным. Переехав в Москву, в 1-й кинофабрике снял три картины, последняя из которых – комедия Алексея Попова Два друга, модели и подруга (1927) и ушёл из кино. В феврале 1997г. прошла выставка его фоторабот в Московском доме фотографии. В рецензиях его называли лириком, пленённым настроениями туманной грусти и духовно-эротического томления.

– ХОЛОДНАЯ Вера Васильевна (1893-1919), первая в России подлинная кино-звезда. Училась в балетной школе. В кино с 1914 года, снималась у П.Чардынина и Ф.Бауэра в салонных драмах и слезливых мелодрамах. Однако ей удавалось создать свой женский образ, необычный и весьма привлекательный и в чём-то загадочный, до конца не раскрываемый.

– РУНИЧ Осип Иванович (даты жизни неизвестны), русский актёр кино. Снимался с Верой Холодной, играя, как правило, молодых аристократов, интеллигентов, художников. Входил в список самых популярных артистов экрана своего времени.


9

– СУМБАТОВ (по сцене – Южин) Александр Иванович (1857-1927), артист Малого театра, позже, с 1917г., его директор. Драматург, театрально-общественный деятель. Народный артист РФ.

– ...по-моему, эта пьеса плохая... – В письме разбирается пьеса Вне закона Льва Лунца (1901-1923), одного из членов литературной группы Серапионовы Братья.

– Впервые это письмо было опубликовано в 1970 году - Литературное наследство, т.82, М., Наука, стр. 375-378. Оно стоит того, чтобы прочитать его полностью, без купюр, которые с лёгкостью необыкновенной произвёл Бартков, мой приятель.




– ...Наталью... – РОЗЕНЕЛЬ-ЛУНАЧАРСКАЯ Наталья Александровна (? -1962), актриса Малого театра, в 20-х годах снялась в четырёх фильмах, преимущественно межрабпомовской студии – Медвежья свадьба,1926, Мисс Менд, 1926, Саламандра, 1928.

– МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940), актёр, режиссёр, реформатор отечественного театра.


РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии III ( 9а - 12 )



Hosted by uCoz