Авторские комментарии, составленные спустя тридцать лет после описанных в ней событий.
ПРЕДИСЛОВИЕ
– ГАЛАДЖЕВ Пётр Степанович (1900-1971), художник кино, график, актёр, заслуженный художник РФ (1965). В кино с 1922г. Входил в группу Кулешова, дружбу с которым художник сохранил до последних дней. Постоянно снимался в его картинах, а так же участвовал в них в качестве художника.
– Совсем недавно я узнал такую новость: когда издательство Искусство закрылось, и его помещение заняли новые хозяева, весь архив издательства был вынесен на помойку. Так была похоронена и рукопись книги Наша молодость - МЕЖРАБПОМ.
1
– КРАВЧЕНКО Галина Сергеевна (1905-1995), актриса советского кино. Окончив хореографическое училище, два сезона (1921-1922) была солисткой балета в Опере С.И.Зимина. Параллельно училась в ГТК на актёрском факультете. Снималась в кино с 1924г. (эпизод в Аэлите). Последнюю роль сыграла в 1983 году – эпизод в фильме Анна Павлова.
– ...вспоминая прошлое... - Речь идёт о книге воспоминаний Г.Кравченко Мозаика прошлого, (рассказывает киноактриса), М., Искусство, 1971г. Эту книгу автор посвятила памяти сына Виталия.
– Весёлая канарейка (Железный ящик) 1929, Межрабпом-фильм, режиссёр Лев Кулешов, сценарий Б.Гусмана и А.Мариенгофа. Студия не приняла редакцию Л.Кулешова, и над исправлениями недостатков работали многие режиссёры. В рецензиях картину нещадно изругали, а вот приехавший в СССР французский писатель и коммунист Анри Барбюс, посмотрев её, высоко оценил. Галина Кравченко исполнила в фильме центральную роль кафешантанной актрисы Брио. В фильме снимались А.Файт, Вс.Пудовкин, С.Комаров, Ада Войцик.
– ПИКФОРД (Смит) Мэри (1893-1973), американская актриса, продюсер. Снималась в фильмах Д.Гриффита. Её актёрская популярность, как уверяют историки кино, обусловлена постоянством в выборе ролей, в которых актриса варьировала образ Золушки, девушки-подростка, добродетель которой в конце фильма неизменно вознаграждалась. Личное знакомство Г.Кравченко с Мэри Пикфорд произошло летом 1926 года, когда супружеская пара - Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс - приехала в Москву. Галина Сергеевна созналась нам, что частенько в качестве переводчика она составляла почётным гостям «вполне интимную компанию, когда звёздные супруги хотели спросить у неё интересующие их подробности о стране большевиков».
– КАМЕНЕВ (Розенфельд) Лев Борисович (1883-1936), один из активных участников октябрьского переворота в 1917 году. После смерти Ленина в борьбе за власть вместе с Зиновьевым менял союзников, был исключен из партии трижды (1927, 1932, 1935). После последнего ареста был приговорен в январе 1935 года к пяти годам заключения, но был расстрелян. Реабилитирован в 1988 году.
– Каменный цветок (1946, Мосфильм), фильм, поставленный А.Птушко по уральским сказам П.Бажова. Виталий Кравченко играл роль мальчика Данилы.
– АНДРИЕВСКИЙ Александр Николаевич (1899-1983), советский режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ (1965). Начинал как сценарист (Сорок сердец, Механический предатель, Забыть нельзя), позже, окончив ВГИК, перешёл в режиссуру, снимая в основном стереоскопические фильмы. Много работал на дубляже.
– ЕРМАШ Филипп Тимофеевич, последний Председатель Госкино в развалившемся в 1991 году СССР.
– МАТВЕЕВ Евгений Степанович (1922-200?), советский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1974). Лучшие роли в кино – Костя - Дом, в котором я живу, Сорокин - Восемнадцатый год, Нагульнов - Поднятая целина, Федотов - Родная кровь.
2
– ЛИ (Попова-Штеренберг) Нина Алексеевна (1905-1992), актриса советского кино. Была как актриса очень популярна в 20-е годы, но в 30-м году ушла из кино, и только в 1943 году появилась в эпизоде в фильме М.Донского Радуга. Работала в театрах, участвовала с фронтовыми бригадами в концертах для бойцов Красной армии, последнее место работы – московский театр им. М.Ермоловой.
– ЗАНОНИ Зани (Зинаида) Николаевна (1910-1983), актриса советского кино. Начинала как танцовщица, позже окончила Театральную студию п/р Н.Хмелёва. В кино начала сниматься с 1925г., играя в основном женщин с восточной внешностью. Имея яркую, даже экстравагантную внешность, в советском кино она не могла рассчитывать на главные роли и снималась только в эпизодах, где, тем не менее, показала себя хорошей актрисой.
– АЛИСОВА Нина Ульяновна (1918-1995), актриса советского кино и театра, заслуженная артистка РФ (1950), лауреат Сталинских премий. (1941,1946). В кино снималась с девяти лет. В фильме Бесприданница снималась, будучи студенткой ВГИКа. Роль Ларисы стала главной в её творческой судьбе, она и дальше играла её на многих театральных сценах. Увы, больше главных ролей в кино актрисе не предлагали, хотя многие эпизоды сыграны ей с большой отдачей и мастерством, например, роль Пуси в фильме М.Донского Радуга, за которую актриса получила Сталинскую премию.
– Бесприданница (1936), последнее великое творение студии Межрабпом-фильм. Режиссёр Я.Протазанов, сценарий - Я.Протазанов и В.Швейцер по пьесе А.Островского, оператор М.Магидсон. В ролях: Н.Алисова, А.Кторов, М.Климов, Б.Тенин, О.Пыжова, В. Балихин, В.Рыжова, В.Попов.
– ШАТЕРНИКОВА Нина Яковлевна (1902-1982), актриса советского кино. Училась в Госкиношколе, потом, уже в Ленинграде, где часто снималась, окончила актёрскую студию при Ленфильме. Входила недолго в труппу ленинградского Театра Комедии Николая Акимова. После войны жила в Москве с дочерью, последние годы - в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Снялась в 25 фильмах.
4
– ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), художник-живописец, любимый ученик А.Саврасова. Как пейзажист является ярчайшим представителем т.н. «Московской школы» живописи. Принципиальная черта, воспринятая им от своего учителя и отличающая этого художника от остальных передвижников-пейзажистов, это пронзительный лиризм, сохраняющийся на его полотнах, запечатлевших картины русской природы. Друг А.Чехова.
– СОЛНЦЕВА Юлия Ипполитовна (1901-1989), актриса советского кино и режиссёр, жена А.П. Довженко. Народная артистка СССР (1981). Оставив историко-филологический факультет московского университета, поступила в институт музыкальной драмы. В год его окончания дебютировала в фильме Аэлита и снималась до 30-го года, заинтересовавшись режиссурой. После смерти А.Довженко, закончила начатый им фильм Поэма о море, а потом сняла ещё несколько масштабных фильмов по его сценариям.
– ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956), советский режиссёр, художник, актёр, сценарист, писатель, драматург, педагог, народный артист РФ (1950). свою Режиссёрскую деятельность начинал с кинокомедий, но довольно скоро определился в жанре, которому уже не изменял – поэтический эпос. Наиболее яркие фильмы, где раскрылась его самобытность художника экрана – Звенигора, Арсенал, Земля, Щорс. В годы войны сделал документальные фильмы об освобождении Украины от немецких захватчиков. Написанная в это же время пьеса Украина в огне вызвала гнев Сталина.
– БОГОЛЮБОВ Николай Иванович (1899-1980), советский актёр кино и театра, народный артист РФ (1945). Работал в Театре им.Вс.Мейерхольда в плоть до его закрытия, потом перешёл во МХАТ. В кино дебютировал в фильме Я.Протазанова Томми, потом была Окраина Б.Барнета. Фильмы Крестьяне, Семеро смелых, и Великий гражданин, где он сыграл прообраз С.Кирова, сделали имя артиста широко популярным. К сожалению, подобных ролей в его списке больше не было. Играл наркома К.Ворошилова и других военачальников, секретарей райкомов и обкомов, но без фантазии и своего отношения к этим персонажам.
– Последний решительный, спектакль Театра им. Вс.Мейерхолда (1931) по пьесе Вс.Вишневского. Н.Боголюбов сыграл роль матроса Бушуева и запомнился зрителям благодаря финальной сцене - гибели заставы моряков – эффектно поставленной Мейрехольдом .
– БОГОЛЮБОВ Юрий Николаевич, артист кино. Сниматься начал школьником во время войны, в 1942-м году в фильме Ванька, сыграв роль подростка-сироту (Боевой кино-сборник № 12). Снялся в фильме В.Пудовкина Убийцы выходят на дорогу, роль мальчика-скаута. В дальнейшем, став штатным актёром Студии им. М.Горького, много снимался в ролях положительных героев, даже милиционеров, но популярности не приобрёл. Работал на дубляже и весьма успешно.
– ОРЛОВА-СТОЛПЕР Александра Петровна (1898-?). К сожалению, должен сознаться, что об этой замечательной женщине и великом мастере фотопортрета, о чём старые актрисы говорили только в превосходной степени, мне не дано добавить ничего более того, что сохранилось в моих давних записях о той единственной встрече с ней.
– СТОЛПЕР Александр Борисович (1907-1979), советский режиссёр, народный артист СССР (1977), профессор (ВГИК). Большой популярностью у зрителей пользовался его фильм Парень из нашего города по сценарию К.Симонова. Фамилия этого автора ещё не раз появится в титрах фильмов этого крепкого и профессионального режиссёра. Но в моей памяти сохраняется тёплое отношение только к одной его картине – Живые и мёртвы, 1963г.
– ДОНСКОЙ Марк Семёнович (1901-1981), советский режиссёр, народный артист СССР (1966), Герой Соц.Труда. (1971). Свои высокие награды он получил в тот период, когда его новые фильмы перестали быть художественными и талантливыми. Слом, как мне кажется, произошёл после фильма Фома Гордеев, первом в нашем кинематографе авторском фильме, в котором, по существу, режиссёр рассказывал о себе, о своём пути и о своей жизни. Классик отечественного кино.
– ИВАНОВ Борис Григорьевич, советский режиссёр, педагог (ВГИК). Был сорежиссёром С.Эйзенштейна на фильме Александр Невский. В содружестве с А. Столпером снял три картины, первая из которых (Закон жизни, 1940) подверглась неожиданной и резкой критике и была снята с экранов. Две другие - Парень из нашего города и Жди меня - стали фаворитами проката. Творческий тандем распался, и режиссёр больше не ставил картин самостоятельно, работая в группах М.Ромма, М.Чиаурели. С его сыном Никитой я учился в одном классе.
– САВЧЕНКО Игорь Андреевич (1906-1950), советский режиссёр и сценарист, актёр, заслуженный деятель искусств РФ (1944). Это был художник с могучим лирическим дарованием, что отчётливо и ощущается и подкупает в музыкальной картине Гармонь и в детской картине Дума про казака Голоту (1937). Всякий раз, когда его заставляли делать фильмы без учёта особенностей его самобытного таланта, чуда не происходило. Последний раз его лиризм проявился в полную силу в весёлой комедии Старинный водевиль (1946)..
– АНДРЕЕВ Борис Фёдорович (19015-1982), советский актёр кино, народный артист СССР (1962), дважды лауреат Сталинской премии за участие в фильмах Сказание о земле Сибирской и Падение Берлина. Из ранних картин достойны внимания две работы: в фильмах Трактористы и Два бойца. Полностью его могучий талант раскрылся только в зрелые годы, начиная с фильма Большая семья (1954), когда артист полностью перешёл на характерные роли. Жестокость, Хмурое утро, Казаки, Путь к причалу, Оптимистическая трагедия - вот не полный, но яркий список его замечательных ролей.
– ЕРМОЛЬЕВ Иосиф Николаевич (1889-1962), русский кино-предприниматель, хозяин студии Художественные фильмы. И.Ермольев. Москва. Студия помещалась на Брянской улице, неподалёку от Киевского (Брянского) вокзала. ,Ермольев собрал отличную команду режиссёров, актёров, операторов и художников, с которой успел до революции выпустить около 120 фильмов. Он был удачлив, профессионален и не скуп на гонорары и, прежде всего, на само производство фильмов. Складывались отличные условия для создания шедевров, и они не замедлили появиться. Главной фигурой в студии был Я.Протазанов, режиссёр-премьер, лидер, создавший на деньги И.Ермольева великий фильм Отец Сергий.
– МОЗЖУХИН Иван Ильич (1889-1939), артист русского дореволюционного кино. Снимался в бытовых комедиях, салонных мелодрамах, но истинный масштаб его дарования стал очевиден только в картинах Я.Протазанова, где артист сыграл свои лучшие роли: Германн в Пиковой даме, Николай Ставрогин по роману Достоевского Бесы, отец Сергий Отец Сергий. В 1920 году эмигрировал.
– Человек из ресторана (1927, Межрабпом-Русь), фильм Я.Протазанова. Появление этого фильма вызвано определёнными обстоятельствами. Студия после пожара на Верхней Масловке, где помещались съёмочный павильон и цеха, переехала в помещение бывшего ресторана Яр, и необходимо было срочно запустить картину, чтобы не обанкротиться. Протазанов остановился на повести Ивана Шмелёва, благо интерьеры гостиницы предлагали отличные условия для съёмок. Фильм был снят в рекордные сроки, пущен в прокат, дружно обруган критикой, но, имевший успех у зрителей, действительно спас студию от финансового краха. В нём снимались – М.Чехов, М.Климов, И.Коваль-Самборский, В.Малиновская, снимал картину Анатолий Головня.
– ЧЕХОВ Михаил Александрович (1891-1955), артист, режиссёр, педагог. Ученик школы К.Станиславского, стал одним из создателей театра МХАТ-2-ой, где был режиссёром и актёром-премьером. В 1928 году эмигрировал. В советском кино снимался дважды, но сохранился только один фильм - Человек из ресторана, где он сыграл центральную роль официанта Скороходова.
– МАЛИНОВСКАЯ Вера Степановна (1900-1988), Начинала балериной, но решила стать драматической актрисой и училась у О.Преображенской, которая привела её в кино и до 1928 года она много снималась - преимущественно в фильмах межрабпомовской студии. – Коллежский регистратор (1925), Медвежья свадьба (1925), Человек из ресторана (1927), Хромой барин (1928). С 1928 года жила за границей, снявшись только в одном фильме - Ватерлоо (1928). Умерла в Монако, куда переехала из Италии.
– БАРНЕТ Борис Васильевич (1902-1965), советский режиссёр, сценарист, актёр. Автор великого фильма Окраина (1933, Межрабпом-фильм)..А начинал он с весёлых комедий - Девушка с коробкой (1927) и Дом на Трубной (1928), которые, к счастью, сохранились. Он был баловнем студии, на которой сделал лучшие свои фильмы. Последней картиной этого счастливого периода стал очаровательная комедия У самого синего моря (1935) с неожиданным трио исполнителей: Л.Свердлин, Н.Крючков и Елена Кузьмина, бывшая в ту пору женой Барнета.
– Поэма о море (1958, Мосфильм). Работу над ильмом по своему сценарию начинал А.Довженко, но закончила его Юлия Солнцева, его жена и соратник. В итоге получилось то, что... получилось. Сценарий был сугубо авторский, и его должен был делать сам автор. Поэтическая риторика Довженко в исполнении Солнцевой стала обычной передовицей, зачитанной народными артистами (Б.Ливанов, Б.Андреев, М.Царёв, М.Романов).
РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ
Комментарии II (4 - 9a)
|